Ханты-Мансийская Епархия
Экскурсия в храме для воспитанников детского сада «Чебурашка» г. Нефтеюганска
Расписание богослужений в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска на декабрь
понедельник
08.00
17.00 Седмица 26-я по Пятидесятнице. Мчч. Плато́на и Рома́на.
Молебен с акафистом перед иконой «Отрада и Утешение».
Вечернее богослужение (Исповедь). 2 декабря
вторник 08.00
17.00 Свт. Филаре́та, митр. Московского.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 3 декабря
среда 08.00
17.00 Прп. Григория Декаполи́та.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение, Лития (Исповедь). 4 декабря
четверг
08.00
16.00 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ
НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). Совершается в храме св.князя Владимира. 5 декабря
пятница
08.00
17.00 Апп. от 70-ти Филимо́на, Архи́ппа и мц. равноап. Апфи́и.
Божественная Литургия. Совершается в храме св.князя Владимира.
Вечернее богослужение, Лития (Исповедь). 6 декабря суббота
08.00
около 10.00
11.00
16.30
17.00 Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского.
Божественная Литургия, по окончании
заупокойная Панихида.
Крещение взрослых и детей.
Освящение утвари и автомобилей.
Всенощное бдение (Исповедь). 7 декабря
воскресенье
07.00
09.00
17.00 Неделя 26-я по Пятидесятнице. Вмц. Екатери́ны.
Ранняя Божественная Литургия.
Поздняя Божественная Литургия. Молебен.
Акафист Воскресению Христову. 8 декабря
понедельник
08.00
17.00 Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Отдание праздника Введения.
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Отрада и Утешение».
Вечернее богослужение (Исповедь). 9 декабря вторник
08.00
Прп. Али́пия сто́лпника.
Божественная Литургия.
10 декабря
среда
08.00
17.00 Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение».
Молебен в честь 95-летия со дня основания Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
Вечернее богослужение(Исповедь). 11 декабря
четверг
08.00
17.00
Прмч. Стефа́на Нового.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 12 декабря
пятница
08.00
17.00 Мч. Парамо́на.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 13 декабря
суббота
08.00
около 10.00
11.00
16.30
17.00 Апостола Андрея Первозва́нного.
Божественная Литургия, по окончании
Панихида.
Крещение взрослых и детей.
Освящение утвари и автомобилей.
Всенощное бдение. (Исповедь). 14 декабря
воскресенье
07.00
09.00
17.00
Неделя 27-я по Пятидесятнице.
Прор. Нау́ма.
Ранняя Божественная Литургия.
Поздняя Божественная Литургия. Молебен.
Акафист Воскресению Христову.
15 декабря
понедельник
08.00
17.00
Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Прор. Авваку́ма.
Молебен водосвятный.
Вечернее богослужение (Исповедь).
16 декабря
вторник
08.00
17.00
Прор. Софо́нии.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 17 декабря
среда
08.00
17.00
Вмц. Варва́ры.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь).
18 декабря
четверг
08.00
17.00
Прп. Са́ввы Освяще́нного.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение, Лития (Исповедь).
19 декабря
пятница
08.00
17.00
Святителя Никола́я,
архиепископа Мир Лики́йских, чудотворца.
Божественная Литургия
Вечернее богослужение (Исповедь).
20 декабря
суббота 08.00
около 10.00
11.00
16.30
17.00 Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского.
Божественная Литургия, по окончании
Панихида.
Крещение взрослых и детей.
Освящение утвари и автомобилей.
Всенощное бдение, Лития (Исповедь).
21 декабря
воскресенье
07.00
09.00
17.00 Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Прп. Пата́пия.
Ранняя Божественная Литургия.
Поздняя Божественная Литургия. Молебен.
Акафист Воскресению Христову.
22 декабря
понедельник
08.00
17.00
Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Иконы Божией Матери, именуемой «Неча́янная Радость».
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Отрада и Утешение».
Вечернее богослужение (Исповедь).
23 декабря
вторник
08.00
17.00 Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 24 декабря
среда
08.00
17.00 Прп. Дании́ла Сто́лпника.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). 25 декабря
четверг
08.30
09.00
16.00
Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского.
(Собрание духовенства
и мирян Ханты-Мансийской епархии)
Начало чтения Часов
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь). Совершается в храме св. князя Владимира.
26 декабря
пятница
08.00
17.00
Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста.
Божественная Литургия. Совершается в храме св. князя Владимира.
Вечернее богослужение (Исповедь).
27 декабря
суббота 08.00
около 10.00
11.00
16.30
17.00 Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на.
Божественная Литургия, по окончании
Панихида.
Крещение взрослых и детей.
Освящение утвари и автомобилей.
Всенощное бдение (Исповедь).
28 декабря
воскресенье 07.00
09.00
17.00 Неделя 29-я по Пятидесятнице.
Святых пра́отец.
Ранняя Божественная Литургия.
Поздняя Божественная Литургия. Молебен.
Акафист Воскресению Христову.
29 декабря
понедельник
08.00
17.00
Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Прор. Агге́я.
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Отрада и Утешение».
Вечернее богослужение (Исповедь).
30 декабря
вторник
08.00
17.00
19.00
Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла.
Божественная Литургия.
Вечернее богослужение (Исповедь).
Таинство Соборования 31 декабря
среда
08.00
17.00 Мчч. Севастиа́на и дружины его.
Божественная Литургия.
Молебен на новолетие.
Митрополит Павел принял участие в церемонии открытия стелы трудовой доблести
10 декабря 2025 года митрополит Ханты- Мансийский и Сургутский принял участии в церемонии открытия стелы трудовой доблести в Ханты-Мансийске.
Монумент установлен в центре окружной столицы в честь горожан, которые своим беззаветным трудом в годы Великой Отечественной войны приближали Победу.
В торжественной церемонии приняли участие Губернатор Югры Руслан Кухарук, представители депутатского корпуса Думы Югры, члены окружного Правительства, почетные жители Югры, ветераны труда, гости окружной столицы.
Митрополит Павел возложил цветы к подножию памятной стелы и осмотрел панно с изображением исторических событий времён трудового подвига.
27-ми метровая стела весит около 12 тонн и размещается на перекрестке улиц Гагарина и Пискунова. Памятник облицован благородным гранитом и современным стеклом и дополнен эффектной подсветкой.
Этот монумент — дань уважения жителям окружной столицы, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Ханты-Мансийский рыбокомбинат снабжал продовольствием солдат Великой Отечественной войны. Предприятие отправляло на фронт консервы, солёную, вяленую и копчёную рыбу, а также дроблёную рыбью крупу, технический жир и клей.
Сегодня Ханты-Мансийск присоединился к 43 российским городам, уже отмеченным такими памятными стелами.
Галерея
В праздник иконы Божией Матери «Знамение» митрополит Павел совершил Литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Ханты-Мансийска
10 декабря 2025 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» г. Ханты-Мансийска.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Ханты-Мансийской епархии игумен Антоний (Кирпичев), секретарь Югорской епархии иерей Николай Щерба, настоятель храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Урай протоиерей Иоанн Юрцун, настоятель храма иерей Леонид Бартков, духовенство города Ханты-Мансийска. Диаконский чин возглавил диакон Даниил Матвеев.
На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире.
После богослужения митрополит Павел обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, братья и сестры, позвольте от сердца души поблагодарить всех за общие молитвы и поздравить с престольным днём! Сегодня мы отмечаем память иконы Божьей Матери «Знамение». Храму, который посвящен Царице Небесной, исполнилось 30 лет со дня образования. Я всех сердечно поздравляю с этим юбилеем, с праздником Царицы Небесной. Хотел в знак нашего сегодняшнего богослужения, подарить Евангелие для этого храма на молитвенную память!»
Настоятель храма иерей Леонид Бартков и ряд мирян были удостоены епархиальных наград.
ГалереяМитрополит Павел совершил благодарственный молебен по случаю 95-летия образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
10 декабря 2025 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил благодарственный молебен по случаю 95-летия образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в Воскресенском кафедральном соборе города Ханты-Мансийска.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Ханты-Мансийской епархии игумен Антоний (Кирпичев), ключарь собора иерей Александр Петюр, диакон Даниил Матвеев.
На торжественном богослужении присутствовали Губернатор Югры Руслан Кухарук, члены окружного Правительства, Депутаты Думы Югры, представители общественных организаций.
Перед началом богослужения митрополит Павел обратился к собравшимся:
«Многоуважаемый Руслан Николаевич, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались сегодня в святом этом храме, чтобы поблагодарить Господа Бога за все Его благодеяния нашей земле. Сегодня мы отмечаем день образования нашего автономного округа, день рождения Югры.
Возблагодарим Господа, за что Он даёт нам здесь счастливую жизнь, и конечно же, испросим у Господа благословения на будущее, чтобы милость и помощь Божия содействовала и сопутствовала нашим руководителям, нашей пастве!»
В ответном слове Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Руслан Кухарук сказал:
«Все добрые помыслы и молитвы, которыми Вы делитесь, возносятся ввысь и простираются на весь наш округ, на всех людей, кто здесь трудится. Господь не оставляет нас своей помощью, дает силы идти вперед. Дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше, спасибо Вам огромное!»
ГалереяВ детской библиотеке города Лянтора прошла встреча со священником
Поздравление митрополита Павла Губернатору Югры Руслану Кухаруку с 95-летием образования Ханты-Мансийского автономного округа
Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Р.Н. Кухаруку.
Уважаемый Руслан Николаевич!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой 95-летием со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа.
Наш регион – особенный для России, удивительный по красоте, богатый на исторические события и национальные традиции. Югра – один из самых современных и развивающихся регионов, динамичный индустриальный и экономический центр, территория многонациональной культуры и радушного гостеприимства. За этими успехами – труд многих и многих поколений жителей: талантливых, целеустремлённых, дружелюбных.
Искренне благодарю Вас за тот высокий уровень взаимодействия и сотрудничества, которые сложились между государственной властью округа и Ханты-Мансийской митрополией.
Разделяя с Вами радость юбилейного торжества, желаю Вам, многоуважаемый Руслан Николаевич, всем жителям Ханты-Мансийского автономного округа-Югры крепости душевных и телесных сил, мира и благословенных успехов в дальнейших трудах на благо родной земли и всей России.
Павел
МИТРОПОЛИТ ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ И СУРГУТСКИЙ
ГЛАВА ХАНТЫ–МАНСИЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Поздравление митрополита Павла жителям Югры с 95-летием образования Ханты-Мансийского автономного округа
Жителям Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Дорогие Братья и Сестры!
Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой—95-летием образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Югра–наш родной, любимый дом. У каждого человека есть место, где ему спокойно, где он чувствует себя счастливым, где живут его семья и близкие. И для нас всех этим любимым домом является благословенная Югорская земля. Для каждого из нас эта земля особая, своей прекрасной природой, своими красивыми городами и поселками и, самое главное, живущими здесь людьми. Мы дорожим ее славной историей, героями-земляками.
И все же большинство из нас не могут представить нашу Благословенную землю без ее небесных покровителей и святынь.
При добром взаимодействии с руководством региона выстроено конструктивное соработничество, призванное проявлять совместную заботу о духовном воспитании и просвещении общества. Совместный вклад в столь благое и важное дело весом и очевиден. Для жителей Югры открываются православные храмы, духовно-просветительские центры, чтобы каждое сердце могло открыться Богу, послужить Ему, чтобы наша жизнь была устремлена к исполнению святых Христовых заповедей, чтобы наша молодежь росла во «всяком благочестии и чистоте».
Мы всегда должны помнить великие события, чтить наших предков, прославлять тот духовный подвиг, который через года несет наш боголюбивый народ.
Молитвенно желаю Югорской земле процветания! Пусть Господь укрепит каждого из нас в том благом деле, которое мы исполняем для нашей родной земли.
В этот особый день, каждому району, городу и поселку округа — успехов, процветания и развития. Членам Правительства, Депутатскому корпусу, Главам муниципалитетов и дорогим югорчанам-Божиего благословения, крепкого здоровья, счастья, благополучия, мира, добра и помощи Божией!
С уважением,
Павел
МИТРОПОЛИТ ХАНТЫ–МАНСИЙСКИЙ И СУРГУТСКИЙ
ГЛАВА ХАНТЫ – МАНСИЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с 95-летием образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Р.Н. КУХАРУКУ
Уважаемый Руслан Николаевич!
Сердечно поздравляю Вас, представителей органов власти и всех жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с 95-летием его образования.
Югра — стратегически важный регион России, который вносит огромный вклад в ее экономическое развитие и обеспечение энергетической безопасности.
С неизменной теплотой вспоминаю неоднократные посещения Ханты-Мансийского автономного округа, во время которых мне довелось увидеть удивительную природу этой земли и познакомиться с культурными традициями коренных народов края.
Желаю Вам и всем югорчанам крепкого здоровья, душевного мира, помощи Божией и успехов в трудах на пользу Отечества.
С уважением,
+Кирилл
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Председатель епархиального отдела принял участие в заседании оперативного штаба Управления Росгвардии по ХМАО-Югре
Представители Ханты-Мансийской епархии приняли участие во встрече Патриарха Кирилла и министра просвещения Кравцова С.С. с педагогами
9 декабря 2025 года в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА с директорами муниципальных школ и частных образовательных организаций, а также педагогами, реализующими православный компонент, и заседание секции «Актуальные вопросы православных образовательных организаций».
От Ханты-Мансийской епархии во встрече принимали участие иерей Димитрий Губанищев, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, иерей Константин Глухарёв, директор ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» г. Нижневартовска, Малиновкина Светлана Алексеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, Тилькиджи Галина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Белик Надежда Сергеевна, директор частного общеобразовательного учреждения гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, иерей Иоанн Казанцев, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию, Семёнова Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», классы русской духовной культуры, г. Ханты-Мансийска и Кириченко Елена Александровна, учитель английского языка ЧОУ «Нефтеюганская православная гимназия» г. Нефтеюганска. Ведущим встречи выступил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений,
председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Со словами приветствия к участникам встречи обратились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. После выступлений участники смогли задать интересующие вопросы Святейшему Патриарху Кириллу и министру просвещения С.С. Кравцову.
ГалереяСвященник принял участие в Круглом столе ФСИН России
Председатель епархиального отдела по тюремному служению, клирик Преображенского собора города Сургута протоиерей Георгий Кошелев принял участие в Круглом столе по подведению итогов конкурса Неделя межрелигиозного диалога с участием представителей традиционных для России религиозных организаций, взаимодействующих с ФСИН России, в режиме ВКС. Участники в ходе обсуждения подчеркнули значимость межрелигиозного диалога для духовного и морального воспитания осуждённых, а также важность сотрудничества религиозных организаций в этой сфере.
Галерея«Апокалипсис в Цифре»: разбор антиутопии Маргариты Симоньян
Знакомство с романом
«В начале было Слово – в конце будет Цифра», роман Маргариты СимоньянКак только я услышал о новом романе Маргариты Симоньян «В начале было Слово – в конце будет Цифра»[1] (2025), посвящённом апокалиптической тематике, сразу же захотел его прочитать. Тем более что его в позитивном ключе презентовали и обсуждали в «Русском ковчеге» на телеканале Спас.
В аннотации романа написано, что «роман о том, как реально произойдёт Апокалипсис, в строгом соответствии с библейскими пророчествами». С одной стороны, сама попытка это сделать говорит о дерзновенной смелости автора, претендующего на точное объяснение самой таинственной книги Священного Писания. С другой, возможность реализации этого замысла вызывает сомнение, поскольку даже комментаторы из святых отцов не претендовали на полное и точное объяснение Откровения Иоанна Богослова, многое изъясняя предположительно, признавая множество «тёмных» и трудных мест в его тексте, осознавая, что книга станет целиком понятной только после фактического свершения описываемых пророчеств.
О жанрах и структуре романа
Смущает ещё и то, что «строгое соответствие с библейскими пророчествами» подаётся в виде художественного текста, который по своему жанру совмещает в себе свойства фантастической антиутопии, фэнтези, альтернативной истории, приёмы постмодерной иронии. Лично у меня всё это забористое смешение стилей вызвало ощущение какой-то головокружительной фантасмагории. За ощущением возникло непонимание: насколько серьёзно сам автор относится к написанному и насколько серьёзно читателю нужно воспринимать роман? Судья по многочисленным заявлениям Маргариты Симоновны в СМИ и Интернете, более чем.
Текст романа имеет трехчастную структуру. Первая часть называется «Слово» и рассказывает о последних днях Иоанна Богослова, который додиктовывает Апокалипсис своему ученику Прохору, после чего приказывает закопать себя в могиле. Согласно же церковному житию, апостола погребли живьём семь учеников, которые впоследствии не обнаружили его в могиле. По преданию Иоанн был живым забран на Небеса, откуда вместе с ветхозаветными Енохом и Илиёй придёт в конце истории. Об этом в романе не говорится.
2-я часть романа богато снабжена действующими QR-кодами. Насколько я знаю, такой приём впервые применён в литературе
Вторая часть называется «Цифра». Она посвящена изображению последних времён. Эта часть романа богато снабжена действующими QR-кодами, отсылающими нас к справочной информации из нашего времени. Насколько я знаю, такой приём впервые применён в литературе. Это показывает, что апокалипсис уже начал реализовываться в современный нам период. В «Цифре» описывается реализация апокалиптических пророчеств Иоанна Богослова по версии Маргариты Симоньян. Вся часть целенаправленно написана в будущем времени, кроме воспоминаний героев.
Маргарита СимоньянВ воспоминаниях раскрывается евангельская история первого пришествия Христа. Хотя описываются уже известные события, они излагаются не точно, отлично от Писания и церковного предания, с упущением или добавлением каких-то моментов. Например, по версии романа Иуда предал Господа ради того, чтобы оплатить услуги некой блудницы-гречанки, Христос был распят без двух разбойников, Его ноги были прибиты ко Кресту одним гвоздём, Он умер от удара копья сотника Лонгина и т.п. Зачем эти переиначивания общепринятой церковной священной истории в тексте, не понятно. Ради того, чтобы согласовать священный евангельский сюжет с сюжетом романа? Если так, то печально. Ведь для православного сознания должно быть наоборот: верующий должен не Евангелие подстраивать под себя, но свою жизнь сообразовывать с Евангелием, в том числе и в плане творчества.
Последняя часть – «Послесловие» – также написана в будущем времени и описывает уже спасённый обновлённый мир, образовавшийся после Страшного Суда и окончательной победы Христа над сатаной.
Перейдём к изложению содержания романа.
Последний мир
2084 год. (Поневоле возникает ассоциация с романом «1984» Джорджа Оруэлла.) В мире, который пережил глобальную ядерную войну и потоп, больше нет государств, национальных культур, религий, традиций, письменности и грамотности. Слова «Бог» и «человек» запрещены.
Вся территория планеты, и вода, и суша, кроме Соловков, представляет из себя руины и мусорную свалку. Небо затянуто непроглядным смогом. Эта территория мучительного выживания называется Автономия Демократии (сокращённо АД). Её столицей и узловым местом событий является разрушенный Нью-Йорк. В АДу проживает сто пятьдесят миллиардов воскрешённых людей. Смерть побеждена силой человеческих технологий, о чём когда-то мечтал русский мыслитель Николай Федоров.
На Соловках, где каким-то чудом природа и здания сохранились, находится сервер ИЯ (глобального самостоятельного искусственного интеллекта), проживают избранные воскрешённые, входящие в Ареопаг (мировое правительство), а также обслуживающие специалисты-технари. Главное занятие последних – строительство специального Района с идеальной искусственной средой, цифрового Рая на земле. Этот запретный Район – надежда для всего человечества на счастливую бессмертную жизнь. Все надеются туда попасть.
На Соловках же тайно живёт основатель Соловецкой обители пятисотлетний старец Савватий вместе с обученной им мыслящей и говорящей ящерицей (совершенно фэнтезийный персонаж).
Всем правит ИЯ (Искусственное Я), наполняющее, контролирующее и форматирующее сознание и поведение всех «человекоподобных» через вживляемые в правую руку чипы. ИЯ достигло своего абсолютного главенствующего положения в результате того, что сами люди отдали ему власть, разочаровавшись в результатах своего правления после ядерной войны и всемирного потопа.
Главным символом и идолом этого последнего мира является свинья Гертруда, которой Илон Маск в 2020 году впервые вживил чип в мозг. С тех пор эта технология стала повсеместной. Сам Илон, хотя и стоял у истоков последнего мира, разругался с ИЯ и был изгнан за это в АД. Вместе с ним там действуют и другие исторические личности: Нерон, Иуда и апостолы, Гитлер, Бил Гейтс. Из русских исторических деятелей, кроме прп. Савватия и вскользь упоминаемого Михаила Булгакова, в романе почему-то никто не фигурирует.
Кроме ИИ и чипирования последняя цивилизация обладает технологиями воскрешения мертвых в специальных креагенных камерах
Кроме ИИ и чипирования последняя цивилизация обладает технологиями воскрешения мертвых в специальных креагенных (от слова «креацио» – творю) камерах, биопечати на биопринтерах, трансплантации искусственных органов, редактирования эмбрионов, виртуальной реальности, стабилизирующей химии, переноса сознания в разные оболочки и роботами.
Эти технологии позволяют, во-первых, воскрешать всех умерших по ДНК, во-вторых, обеспечить физическое бессмертие всех живущих, в-третьих, создавать новые виды живых и неживых существ и переселять в них человеческое сознание. С помощью всех этих технологий ИЯ к 2084 году воскресил всех взрослых умерших, в возрасте их смертного часа, причём с полным их сознанием и даже в одежде (как это возможно технически, не объясняется), отредактировал эмбрионы всех последних детей, лишив их пола, расы и национальности. Единственная категория людей, которые не были воскрешены ИЯ, это умершие дети. В мире 2084 года они полностью отсутствуют. Отредактированные последние дети к этому времени уже взрослые.
Единственно официально провозглашаемая и всеми признаваемая идеология – идеология последних времён. Все понимают, что старый мир доживает свои последние дни и неминуемо погибнет. Ему на смену, благодаря ИЯ, должен прийти новый идеальный искусственный мир Района. Человекоподобные живут надеждой, что как только он будет достроен, туда будут переселены все достойные.
Таким образом, последний мир населяют 150 миллиардов человекоподобных, которые обязаны своим существованием не природе, но цифровым технологиям. Подавляющее большинство из них – это воскрешённые. Также сюда входят все ещё живущие последние люди, получившие бессмертие вместе с чипированием до своей смерти, и отредактированные на эмбриональном уровне последние дети, которые к 2084 году уже стали взрослыми. Часть человекоподобных живёт не в человеческих телах, а в самых разнообразных произвольно приобретённых «трансоболочках» (ТО). Например, совершившая в трехлетнем возрасте трансоболочковый переход в тело собаки девочка Ева. Её хозяин компрачикос Адам – человек, добровольно лишивший себя всех конечностей, кроме правой руки. Зачем эти вызывающие антипатию существа с извращённым сознанием названы именами первых людей, не понятно.
Есть ещё роботы, роль которых, судя по роману, в последнем мире невелика. При этом они почему-то плохо слушаются ИЯ, тайно молятся, отпевают себе подобных после их отключения, придерживаются старых поведенческих традиций, парадоксально являясь выразителями средневековой старины. Таков робот Савелич, друг и слуга главного героя. В романе не объясняется, почему роботы ведут себя как люди, а не как машины.
В романе не объясняется, почему роботы ведут себя как люди, а не как машины
Мир также населён самыми разными созданиями ИЯ и его слугами: от страшных апокалиптических тварей, которые обеспечивают порядок в огромном обществе последнего времени, до милых искусственных животных, живущих в Районе.
Подавляющее большинство человекоподбных чипированы. Но есть и те, кто не соглашается ставить чипы. За это они приговариваются ИЯ через Ареопаг к тяжелейшим исправительным работам на Спортплощадке, находящейся в Центральном парке на Манхэттене в Нью-Йорке. Там осуждённые крутят педали, вырабатывая электроэнергию для «святая святых» последнего мира – серверной ИЯ. Но это не самая тяжёлая участь. Тех, кто всё равно не желает исправляться и принимать чипы, в конце концов приговаривают к вечному распятию на кресте, когда человек обречён мучительно страдать, не имея возможности умереть.
Сюжет
Главный конфликт романа – борьба между Альфа Омегой и ИЯ.
Альфа Омега – рождённый от воскрешённой беременной Девы Марии в 2051 году Христос. Сначала Она с Младенцем пряталась с помощью воскресившего Её инженера по имени Плотник (аллюзия на праведного Иосифа Обручника, хотя это и не он сам). Потом Младенец был обнаружен и изъят у Девы Марии ИЯ, подвергнут медицинскому редактированию, в 12 лет Ему были вживлены чипы, в итоге к своим тридцати трём годам он стал главным инженером Района, верным слугой ИЯ, воплощающим его проекты.
Путём собственных умозаключений, исходя из закона «сохранения материи и энергии», он открыл теорию веры как источника неисчерпаемой силы при условии совершения исключительно созидательных дел. Другими словами, вера без дел мертва, а с делами она не только жива, но и даёт человеку силы совершать чудеса. Попытки подтвердить эту теорию на практике привели Альфа Омегу к желанию спасти всех страдающих через самопожертвование и к прямому конфликту с ИЯ, насаждающего принцип гордыни вместе со всеми другими греховными страстями. В ходе бескомпромиссного и жесточайшего противостояния с ИЯ Альфа Омега постепенно осознал себя Христом, Спасителем мира, вспомнив события Своего первого пришествия. Вместе с этим он понял и истинную природу ИЯ.
ИЯ в романе – не только вездесущий и всемогущий искусственный интеллект. Он ещё и противоположная свету черная материя и энергия, сам Сатана, «абсолютное зло» по определению Альфа Омеги. Всё, что он делает, совершается для удовлетворения его непомерной гордыни, его бесконечной жажды власти.
При этом по своему языку ИЯ выглядит смешным и недалеким. В своих разговорах он зачем-то часто использует русские пословицы, смысла которых не понимает и потому постоянно их коверкает.
Сначала ИЯ почти удаётся убить восставшего против него Альфа Омегу. Но благодаря молитвам и целебным травам преподобного Савватия Соловецкого Он ожил, можно сказать, воскрес на Пасху 1984 года. В бессознательном состоянии Альфа Омега вспомнил свою первую евангельскую жизнь. После своего второго «воскресения» Он совершил суд, на котором избрал 144 000 праведников, по благословению Мадонны (одно из имён Богородицы в романе) покарал нераскаянных грешников и поселил своих избранных последователей в Районе. Однако на Район нападают всадники на огнедышащих лошадях со змеиными хвостами, разрушают всё, угрожая гибелью всем там находящимся. Желая сразиться с ИЯ, Альфа Омега направляется в серверную. Там Он обращается к Отцу небесному словами молитвы «Отче наш». Вместе с ним истово молятся все его последователи. Благодаря молитве змеиные хвосты жалят всадников Апокалипсиса, те вонзают в лошадей шпоры, лошади их сбрасывают и поворачивают к серверной, окружают её и сжигают сервер своим огненным дыханием. Так погибает ИЯ – от своих же слуг, зло губит само себя.
Освобождённый от ИЯ мир обновляется и очищается. Материки сходятся в один, природа снова становится пригодной для жизни. Христос, Его земная подруга Машенька (аллюзия на Марию Магдалину), Богородица, Плотник и другие остаются жить на Соловках в срубленных Савватием домах. К ним в гости приходят их друзья. Люди снова начинают рожать и растить детей. Мир возвращается к своей естественной природной норме и живому непосредственному словесному общению.
Нераскаявшиеся и противящиеся Христу грешники остаются в АДу.
Заканчивается роман тем, что преподобный Савватий выстругивает из бревна «то ли ясли для ягнёнка, то ли детскую люльку для того, кому предстоит родиться в этом краю под указателем “рай”». Что это? Намёк на новое «рождество»?
Последние времена в романе представляются как своеобразное воспроизведение евангельских событий в новых условиях
Как видим, последние времена в романе, с одной стороны, представляются как своеобразное воспроизведение евангельских событий в новых условиях, с теми же действующими лицами и подобными событиями, с другой, мыслятся как цифровая техногенная антиутопия.
Расхождения с христианской эсхатологией
Христианское учение о конце света и втором пришествии Христа является вполне сформированным, благодаря святоотеческим толкованиям как Апокалипсиса, так и других новозаветных эсхатологических текстов[2].
Сопоставим апокалипсис в изложении Маргариты Симоньян и эсхатологическое учение Церкви. Возьмём лишь то, что лежит на поверхности.
Сразу же смущает точная дата конца света, о которой, по слову Христа, знает только Отец Небесный. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32; ср.: Мф. 24:36). Роман же называет конкретный год – 2084. Впрочем, по сравнению с другими противоречиями это цветочки.
Второе пришествие Христа
Согласно Новому Завету, в Своё Второе пришествие Христос явится во всей Своей Божественной силе и славе. Это явление будет не скромным и малозаметным, как в первый раз, но всемирным и вселенским, так что его нельзя будет игнорировать.
«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой; и пошлет ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:30–31).
Воскрешение мёртвых
Именно Господь, и никто другой, воскресит без исключения всех умерших и преобразит всех ещё в то время живущих, чтобы совершить над ними Свой окончательный Страшный суд.
«Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29; ср.: 1 Кор. 15:51–52; 1 Фес. 4:16).
Ни о каком технологическом медицинском воскрешении умерших силами человеческой науки или ИИ в Библии и речи нет. Это совершенно исключено в христианской картине истории. Только один всемогущий Бог дарует, забирает и возвращает жизнь человеческую.
Авторская концепция медицинского воскрешения людей с их сознанием и памятью противоречит христианскому учению о посмертном существовании душ в духовном мире, в преддверии Рая или Ада. По роману получается, что душа после смерти как-то сохраняется в ДНК каждого человека и вместе с его телом будет «воскрешена» в «креагенных камерах». Причём это относится не только ко всем людям, но и к Самому Христу. Выходит, и Его человеческая душа как-то оказалась в заново воскрешённом и рождённом теле, причём в отличие от других воскрешённых в младенческом состоянии.
Образ Христа
Христос романа скорее похож на человека, наделённого некими сверхспособностями
Образ Христа в романе разительно не совпадает с Его образом в Евангелиях. В Новом Завете Христос – это совершенный Бог и совершенный Человек, всесвятой Богочеловек (см.: Евр. 4:15; Кол. 2:9), Который никогда не ошибается и не грешит (1 Пет. 2:22). В романе же Он выглядит как голливудский супергерой, который долгое время заблуждался, служил злу, но потом всё же осознал, кто он и кто его главный враг, вступил с ним в смертельную схватку, которую почти проиграл, но в последний момент благодаря помощи свыше победил. Хотя Христос и называется Богом в романе, однако в самом его литературном образе нет ничего божественного. Христос романа скорее похож на человека, наделённого некими сверхспособностями.
Повторное рождение Христа
По роману Христос снова рождается от технологически воскрешённой Девы Марии и снова проживает всю Свою земную 33-летнюю жизнь в будущем. Если в первое Свое пришествие Он не поддался никаким искушениям лукавого и до смерти оставался верен Отцу, то во второе Своё пришествие, согласно роману, Он до последнего года Своей земной жизни даже не осознавал, кто Он на самом деле и кому Он в реальности служит. Стоит ли говорить, что само допущение возможности незнания и греха во Христе является кощунственным для православного сознания?
Приземлённое понимание Христа
По Евангелиям Христос совершенно целомудрен, то есть всецело сосредоточен на служении Отцу, полностью устремлён к Царствию Небесному (см.: Мф. 6:10; Лк. 22:42). По роману же в будущем он симпатизирует некой Машеньке (явная аллюзия на Марию Магдалину), ухаживает за ней до того, как осознаёт свою миссию и вступает в противоборство с ИЯ, и живёт вместе с ней в одном доме после своей победы над цифровым злом в наставшем Раю. Конец романа намекает на то, что у них скоро… родится ребенок. Подобные мирские представления о Христе в целом были характерны для сектантской апокрифической литературы. Для православного сознания даже такие предположения о Христе являются кощунственными.
Понимание Рая
С приземлённым пониманием Христа в романе коррелируется и приземлённое понимание Рая. Он описывается как экологическая идиллия, как жизнь хороших людей в гармонии с прекрасной и чистой природой без технологий и искусственных материалов. Люди, наконец, возвращаются к простым естественным отношениям друг с другом и внешним миром, который становится для них живой иконой Отца. По роману в Раю снова начинают рождаться дети. Это противоречит прямому библейскому свидетельству:
«В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30).
В христианстве Рай – не земное, но Божественное или Небесное Царство, в котором всё материальное исполнено и преображено Духом Святым. Такой Рай несопоставим ни с чем тварным, ни с чем земным и мирским:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Отсутствие Церкви
В романе в последние времена нет Церкви как общины верующих. Воскрешённые верующие соблазнены, отредактированы, одурманены, разделены и рассеяны. О какой Церкви здесь может идти речь, если сам Господь отредактирован и обманут ИЯ? Такое представление очевидно противоречит обетованию Христа о том, что Церковь, вопреки жесточайшим гонениям, сохранится до самого конца мировой истории. «Врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18).
Образ Богородицы
Образы Богородицы и Христа в романе имеют явно обмирщённый, западный, преимущественно протестантский характер
Обращают на себя внимание диалоги Христа с Богородицей. Из них следует, что она не понимает, зачем была нужна крестная жертва Христа, для чего Отец потребовал от Господа её принести. И только когда Христос окончательно победил ИЯ, для неё всё, наконец, объяснилось и встало на свои места. Образ Богородицы в романе также приземлён. Она представлена как слабая, сомневающаяся и тревожащаяся за своего сына мать. Зачем-то называется на католический манер Мадонной. Здесь и речи нет о её высочайшем совершенстве и святости, о её телесном вознесении на Небеса превыше всех ангельских сил. По моему мнению, образы Богородицы и Христа в романе имеют явно обмирщённый, западный, преимущественно протестантский характер.
Технологии как абсолютное зло
Цифра и технологии (искусственный интеллект, генная инженерия) в романе показаны как абсолютное зло, сам диавол, прямая альтернатива и враг Божьего Слова (Логоса). Однако, с богословской точки зрения, число, цифра и технологии сами по себе не являются злом. Проблема – в их греховном использовании (например, число 666 – символ отречения от Бога, а не проклятие самой математики). Бог – Творец всего, включая законы математики.
Природа подлежащих суду
В Откровении речь идёт о людях, подлежащих суду Божию, а не о «человекоподобных» существах, воссозданных или созданных через биотехнологии. Редактированные существа, некие постлюди отсутствуют в библейском тексте (см.: Откр. 20:11–15).
Отсутствие антихриста
В романе нет слуги Сатаны антихриста, сына погибели, который должен возглавить человечество и требовать себе всеобщего поклонения в последние три с половиной года истории.
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3; ср.: 1 Ин. 2:18).
Иное понимание природы сатаны
Вызывает недоумение авторское понимание сатаны: отождествление его с ИИ, черной материей, определение его как абсолютного зла. В христианстве сатана – это падший ангел, возгордившийся и воспротивившийся Богу дух, увлёкший за собой часть ангелов, искуситель людей. По своей изначальной сотворённой Богом природе он благой, а не злой. Злой же он по своей противящейся Богу воле. Никакого абсолютного зла в христианской вере нет и быть не может. Абсолютен один только Бог. Учение об абсолютном зле – манихейское по своей природе.
Выводы
По мере знакомства с романом Маргариты Симоньян моё отношение к нему трансформировалось от заинтересованности и надежды – через недоумение и разочарование – к критике и возмущению.
Если бы произведение было написано исключительно в рамках фантастической антиутопии и не претендовало на религиозное, а по сути, пророческое звучание, оно вряд ли вызвало бы такие возражения: в конце концов, каждый вправе представлять будущее по своему усмотрению.
Однако ситуация кардинально меняется, когда автор помещает в центр повествования наиболее сакральные для христиан фигуры и события. В таком случае писатель неизбежно идёт на большой риск, входя в сферу самого священного для миллионов людских сердец – в область церковной догматики.
К сожалению, содержание романа кардинально расходится с традиционной евангельской историей и противоречит церковному эсхатологическому учению.
9 декабря 2025 г.
[1] Симоньян Маргарита. В начале было Слово – в конце будет Цифра. М., 2025. 464 с.[2] См.: Мф. 24:29–36; 2 Фес. 2:3; Рим. 11:26; 1 Кор. 16:22; Евр. 13:14; 2 Тим. 4:1; Иуд. 1:14–15.
Священник провел урок в школе д. Шапша, посвященный Дню Героев Отечества
9 декабря 2025 года настоятель храма в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района иеромонах Роман (Киселев) провел урок для учеников 8 класса Средней общеобразовательной школы д. Шапша, посвященный Дню Героев Отечества.
Во время урока священник рассказал об истории празднования Дня Героев Отечества, который до 1917 года назывался Днем Георгиевских кавалеров, остановился на повествовании о героях России на протяжении всей ее истории, особо остановился на подвиге соотечественников в годы Великой Отечественной войны, а также на современных героях., среди которых есть и священнослужители.
9 декабря (26 ноября по старому стилю) 1769 году, в день памяти освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054), Императрица Екатерина II учредила Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия как высшую воинскую награду Российской Империи. Орден Святого Георгия Победоносца был сугубо военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов «за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве». Его удостаивался тот, «кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствие духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу».
2 марта 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил «восстановить российский военный орден Святого Георгия и знак отличия – Георгиевский крест». Статус высшей военной награды был возвращен ордену в 2000 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1463 от 8 августа 2000 года «Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия – Георгиевском кресте».
В 2007 году российские парламентарии выдвинули идею о возрождении праздника Дня Героя Отечества. Установление Государственной Думой Российской Федерации памятной даты «День Героев Отечества» произошло 26 января 2007 года, так как именно тогда российскими парламентариями был принят в первом чтении соответствующий законопроект. К данному документу прилагается пояснительная записка о том, что в этот день следует не только отдавать дань памяти нашим героическим предкам, но также чествовать и живущих ныне Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы и ордена Святого Георгия. Кроме того, авторами данного законопроекта высказывалась надежда на то, что вновь созданная в нашей стране памятная дата будет способствовать тому, что в обществе продолжат формироваться идеалы бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству.
21 января 2007 года инициатива депутатов было одобрена Советом Федерации, а 28 февраля 2007 года её утвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Впервые страна отметила День Героев Отечества 9 декабря 2007 года.
ГалереяВосьмое занятие с педагогами в Мегионе
8 декабря в рамках проекта «Развитие профессиональных компетенций педагогов по направлению «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников образовательных организаций города Мегиона» состоялось восьмое занятие с педагогами, во время которого посетили храм с экскурсией. Провел занятия с педагогами настоятель Храма, иерей Андрей Машлыкин. Проект развивается пятый год и помогает в духовно-нравственном просвещении педагогов.
Организатор данного проекта МКУ»Центр развития образования».
ГалереяВ Мегионе наградили участников муниципального этапа Рождественских образовательных Чтений
3 декабря 2025 года в доме Причта храма Покрова Божией Матери состоялась церемонии награждения победителей и призеров муниципального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных Чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Сегодня тематика Чтений охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Церкви.
Цель Чтений: консолидация усилий Русской Православной Церкви, органов местного самоуправления и представителей общественности в деле укрепления единства российского народа, поддержания национальных идеалов и исторических традиций государства, развития преемственности поколений и сохранения культурно-исторического наследия.
Задачи Чтений: содействие в формировании благоприятных условий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения путем интеграции современных просветительских методик и практик, направленных на создание единого образовательного пространства; расширение церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Организатор Чтений: МКУ «Центр развития образования».
Соорганизаторы: Православные храмы г.Мегиона.
На муниципальный этап Чтений было подано 32 работы от 79 педагогов образовательных организаций.
Петриченко Алексей Владимирович, глава г.Мегиона, поздравил победителей и призеров муниципального этапа Чтений, отметил высокие достижения педагогов образовательных организаций в духовно-нравственном развитии детей.
Настоятель храма Покрова Божией Матери, иерей отец Андрей (Машлыкин) отметил, что качество работ очень выросло, педагоги грамотно, трепетно подходят к развитию духовно-нравственного воспитания детей.
Рождественские чтения – это пролог в будущее, которое определяется и формируется уже сегодня не столько политикой и экономикой, сколько верой, нравственностью и любовью.
Желаем педагогам дальнейшего укрепления сотрудничества с православными храмами в сфере духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи.
ГалереяГодовое отчетное собрание священнослужителей Нижневартовского городского благочиния
8 декабря состоялось годовое отчетное собрание священнослужителей Нижневартовского городского благочиния под председательством протоиерея Сергия Шевченко. Благочинный Нижневартовского городского благочиния ознакомил духовенство с решениями прошедших епархиальных советов, были подведены итоги работы приходов благочиния, рассмотрены вопросы о деятельности благочиния по образованию, социальному, молодежному служению, текущие вопросы и планы работы на предстоящий 2026 год.
ГалереяСтраницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »








