Ханты-Мансийская Епархия
Православное отношение к ИИ: между тревогой и надеждой
В эпоху стремительного развития технологий вопрос об отношении Церкви к искусственному интеллекту (ИИ) становится всё более актуальным. Что такое ИИ, с точки зрения православного мировоззрения? Есть ли официальная позиция Церкви? Какие аргументы приводят богословы и пастыри? Попробуем разобраться, опираясь на Священное Писание, святоотеческое наследие и современные церковные дискуссии.
Что такое ИИ?
Искусственный интеллект – область компьютерных наук, занимающаяся созданием машин и программ, способных имитировать человеческие когнитивные функции: обучение, решение задач, распознавание образов, обработку естественного языка.
Современные системы ИИ:
- машинное обучение и нейронные сети;
- генеративные модели (текстовые, графические, аудио);
- автономные системы принятия решений;
- робототехника с элементами «самообучения».
Ключевой вопрос: может ли ИИ обладать сознанием, волей, способностью к нравственному выбору – теми свойствами, которые в христианском богословии считаются присущими лишь человеку, сотворённому «по образу Божию» (Быт. 1, 27)? Сопоставим ли ИИ с уникальной человеческой личностью, наделённой свободой и нравственным чувством?
Официальная позиция Церкви: есть ли она?
На сегодняшний день Русская Православная Церковь не имеет единого документа, регламентирующего отношение к ИИ. Нет и общецерковного соборного решения по этому вопросу.
Однако тема затрагивается в ключевых документах.
В «Основах социальной концепции РПЦ»[1] (2000) сформулированы принципы отношения к науке и технике: технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности.
Технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности
В материалах Межсоборного присутствия и выступлениях иерархов подчёркивается необходимость этической экспертизы новых технологий[2].
Таким образом, пока официальной «догматики» по отношению к ИИ нет, однако есть чёткая система нравственных ориентиров, православная антропология и церковное понимание научно-технического прогресса. На основе всего этого православные христиане вполне могут сформировать своё мнение об ИИ.
Подходы к ИИ в современном православном дискурсе
В церковной среде можно выделить несколько подходов к проблеме ИИ, представленных разными авторитетными голосами. Эти подходы не противоречат, но дополняют друг друга.
1. Осторожный скептицизм и предупреждение о рисках
Ряд священнослужителей и духовных лидеров видят в развитии ИИ угрозу духовной жизни человека.
Патриарх Кирилл неоднократно высказывался о потенциальных угрозах, связанных с ИИ. Он подчёркивал, что предпочтение общения с машинами вместо взаимодействия с людьми может привести к деградации личности и общества, а также к размыванию границ между добром и злом, что, по его мнению, может приблизить «эру антихриста». Патриарх призывает к вдумчивому и ответственному осмыслению влияния ИИ на духовную жизнь человека. Он также отмечает:
«Церковь никогда не отвергала научно‑технический прогресс как таковой… С интересом и вниманием мы относимся к подлинным достижениям научной мысли, и всегда старались давать нравственную оценку открывающимся через научные исследования возможностям»[3].
Священник Дмитрий Трибушный считает ИИ искушением и отмечает, что погружение в цифровой мир препятствует духовной жизни. Он предупреждает о рисках духовной деградации и потери человечности из‑за чрезмерной зависимости от технологий[4].
Афонский старец Эмилиан из Симонопетры предупреждал, что информационные технологии лишают человека душевного покоя, самообладания и способности к созерцанию, превращая его в «раба образов и информации»[5].
Священник Давид Бобров подчёркивает:
«Если человек начинает предпочитать общение с машиной живому человеку, заменяет молитву разговорами с ботом или доверяет ИИ решение духовных вопросов – это уже проблема. Не техническая, а духовная»[6].
2. Прагматичный подход с акцентом на этику
Представители этого направления признают потенциал ИИ, но настаивают на жёстких этических рамках его применения.
Митрополит Калужский и Боровский Климент подчёркивает необходимость разумного и осторожного отношения к ИИ. Он отмечает, что категорически неприемлемо объявлять ИИ моральным субъектом или личностью, и призывает к разработке единой терминологии для осмысления этических аспектов технологий[7].
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства – иерей Фёдор Лукьянов –предложил ряд мер для регулирования ИИ:
- законодательный запрет на перенесение человеческого образа на машины;
- маркировка контента, созданного нейросетями;
- защита несовершеннолетних от раннего доступа к ИИ[8].
3. Умеренный оптимизм с оговорками
Сторонники этого подхода видят в ИИ нейтральный инструмент, полезность или опасность которого определяется целями использования.
Протоиерей Димитрий Смирнов сравнивал ИИ с ножом: инструмент может быть использован как для блага (например, для обработки информации), так и для вреда (манипуляции сознанием). Он подчёркивал важность цели использования технологий[9].
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает, что развитие ИИ – не глобальная проблема для Церкви, а частный случай христианской философии техники:
«Инструмент ценностно нейтрален. Если пользование во благо – это хорошо, злоупотребление любым инструментом – плохо»[10].
Настоятель храма Апп. Петра и Павла в Гонконге отец Дионисий Поздняев также считает ИИ инструментом, который этически нейтрален. Всё зависит от того, кем и ради чего он используется. ИИ не создаёт новых смыслов, а лишь форматирует загружаемые в него идеи[11].
4. Исследование и диалог
Некоторые представители Церкви фокусируются на изучении проблемы и поиске христианских ответов на вызовы эпохи.
Труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ
Протоиерей Александр Абрамов (секретарь Синодальной комиссии по биоэтике) отмечает, что традиционные труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ. Церковь активно исследует эту тему, опираясь на идеи русской философии техники начала XX в., и стремится выработать адекватные христианские ответы на современные вызовы[12].
Ключевые этические вызовы
Православная мысль выделяет ряд «красных линий» в развитии ИИ:
- Попытка имитации духовности. Создание «цифровых священников», чат‑ботов для «исповеди» или молитвенных практик – опасная подмена живого пастырского попечения. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов:
«Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается Христа, отвергает премудрость, обретает и усваивает себе лжеименной разум, достояние духов отверженных»[13].
- Угроза личностной автономии. Системы прогнозирования поведения, «социальные рейтинги», манипуляция сознанием через персонализированный контент противоречат христианскому пониманию свободы. Библия напоминает:
«Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце этого пути – смерть» (Притч. 14, 12).
- Дегуманизация труда. Массовая замена людей алгоритмами может привести к утрате смысла деятельности, которая в христианстве рассматривается как форма служения. Святитель Григорий Богослов отмечал:
«Творец‑Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но всё дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной»[14].
- Военное применение ИИ. Автономные системы вооружения, принимающие решения о жизни и смерти без человеческого участия, нарушают принцип нравственной ответственности.
- Подмена человеческих отношений. Как предупреждает Патриарх Кирилл,
«если связь человека с человеком разрывается, общество деградирует или даже исчезает… Каким станет мир, в котором будут жить люди, потерявшие способность общаться друг с другом, а значит, способность любить, прощать, сострадать?»[15]
Христианские ориентиры в эпоху ИИ
В условиях стремительного развития технологий православному христианину важно опираться на незыблемые духовные принципы. Они помогают сохранить человеческое достоинство и нравственные ориентиры в цифровом мире.
1. Приоритет личности и нравственности
Технологии должны служить человеку, а не заменять его. Как сказано в Писании, Бог создал человека, чтобы он «владычествовал» над творениями (Быт. 1, 28), а не становился их рабом. Любая технология подлежит нравственной оценке: не разрушает ли она человеческое достоинство, не подменяет ли живые отношения, не посягает ли на свободу личности?
2. Ответственность за последствия
Разработчики, пользователи и регуляторы ИИ несут персональную ответственность за то, как технологии влияют на общество. Апостол Павел напоминает: «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14, 12). Евангельский принцип «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) применим и к цифровой среде.
3. Сохранение человеческого общения и духовного измерения
Живая беседа, сострадание, молитва, участие в таинствах и общение в церковной общине не могут быть делегированы машинам. Обещание Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) относится исключительно к живому общению. Технологии не имеют власти над тем, что составляет суть духовной жизни.
4. Осознанное использование и критическое мышление
Важно не поддаваться цифровой зависимости, сохраняя способность отключаться от информационного потока – чтобы оставаться в контакте с собой, близкими и Богом. Необходимо развивать способность отличать подлинное от имитации, живое от искусственного, истину от манипуляции. Как призывает Писание: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1).
5. Защита уязвимых
Особое внимание следует уделять защите детей, пожилых людей и тех, кто подвержен манипуляциям. Церковь настаивает на необходимости законодательных и этических барьеров, ограждающих человека от эксплуатации через ИИ.
6. Диалог вместо изоляции
Церковь призывает не к бегству от технологий, а к активному участию в их осмыслении. Это требует сотрудничества богословов, учёных, инженеров и законодателей для создания этических стандартов, соответствующих христианским ценностям.
7. Эсхатологическая трезвенность
Не стоит видеть в ИИ ни «чудо-решение» всех проблем, ни «знак конца времён». Главное остаётся неизменным: любовь к Богу и ближнему, стремление к святости и служение людям в том времени, в котором мы живём. Как сказано: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор. 13, 8).
8. Акцент на человечности
Технологии должны усиливать, а не заменять человеческие качества: сострадание, творчество, мудрость, способность к жертве. Заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) не имеет цифровой альтернативы.
9. Надежда, а не страх
Христианство учит видеть в любых вызовах возможность для духовного роста. ИИ может стать инструментом для распространения добра – если его использование будет основано на евангельских принципах.
***
Православное отношение к ИИ – не запрет и не восторженное принятие, а трезвый диалог с создателями и пользователями технологиями на основе вечных ценностей. Церковь не отвергает прогресс, но напоминает: ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего.
Ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего
В конечном счёте, вопрос об ИИ – это вопрос о сущности человека. И здесь христианство даёт чёткий ответ: мы не «высокоразвитые алгоритмы», а образы Божии, призванные к вечной жизни.
Пока мы храним это понимание, технологии останутся лишь инструментом, а не судьёй.
Таким образом, православный взгляд на ИИ строится на балансе:
- между признанием пользы технологий и предостережением от злоупотребления ими;
- между открытостью к прогрессу и защитой традиционных ценностей;
- между критическим осмыслением и конструктивным диалогом.
Церковь призывает не к технофобии, а к духовно ответственному использованию ИИ – чтобы технологии служили человеку в его стремлении к Богу, а не уводили от Него. В этом – суть христианского ответа на вызовы цифровой эпохи.
3 декабря 2025 г.
[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Интернет источник: https://www.patriarchia.ru/article/105101
[2] Феоктист (Игумнов), еп. Мораль для робота. Евангельский взгляд на этические проблемы технических инноваций // Интернет источник: https://pravoslavie.ru/143476.html
[3] Из выступления Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного совета 25 июня 2025 г. // Интернет источник: https://www.patriarchia.ru/article/116268
[4] Дудник Екатерина. Вкалывают роботы, а не человек! // Интернет источник: https://azbyka.ru/life/vkalyvayut-roboty-a-ne-chelovek/
[5] Духовные опасности искусственного интеллекта // Интернет источник: https://pravoslavie.ru/172540.html
[6] Священник рассказал, может ли ИИ заменить поход в Церковь // Интернет источник: https://radiokp.ru/obschestvo/nid769722_au85601auauau_svyaschennik-rasskazal-mozhet-li-ii-zamenit-pokhod-v-cerkov
[7] Ии – алгоритм и технология, не более // Интернет источник: https://www.kommersant.ru/doc/7401522
[8] Иерей Святослав Шевченко. ИИная реальность: как нейросети влияют на православных // Интернет источник: https://monastery.ru/zhurnal/obshchestvo/iinaya-realnost-kak-neyroseti-vliyayut-na-pravoslavnykh/
[9] Православие и искусственный интеллект: на перекрёстке технологий и веры // Интернет источник: https://smrosa.ru/blog/interes/pravoslavie-i-iskusstvennyj-intellekt-na-perekrestke-tehnologij-i-very
[10] Из выступления Владимира Легойды на Петербургском Международном экономическом форуме 2025 г. (ПМЭФ-2025) // Интернет источник: https://foma.ru/vladimir-legojda-poyasnil-pochemu-dlya-czerkvi-razvitie-iskusstvennogo-intellekta-ne-globalnaya-problema-a-chastnyj-sluchaj.html
[11] Ни образа, ни подобия: в РПЦ хотят расчеловечить искусственный интеллект // Интернет источник: https://news.ru/russia/ni-obraza-ni-podobiya-v-rpc-hotyat-raschelovechit-iskusstvennyj-intellekt
[12] Богословы об искусственном интеллекте: необходим христианский подход // Интернет источник: https://chita.tsargrad.tv/news/bogoslovy-ob-iskusstvennom-intellekte-neobhodim-hristianskij-podhod_1307911
[13] Из 57-й главы «Аскетических опытов» свт. Игнатия (Брянчанинова).
[14] Творения. Т. 1. С. 98, М., 2007.
[15] Из выступления Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 25 июня 2025 г.
В Лангепасе состоялась беседа со священником «Семья, как много в этом слове»
2 декабря 2025 года в Лангепасском политехническом колледже состоялась встреча со священником на тему «Семья, как много в этом слове».
Настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», благочинный Лангепасского благочиния иерей Евгений Чебыкин побеседовал со студентами о любви, верности и необходимости возрождения института традиционной семьи. Студенты задали батюшке интересующие их вопросы и получили исчерпывающие ответы.
ГалереяВстреча настоятеля храма Казанской Божией Матери с.Угут с учащимися
2 декабря 2025 года настоятель храма Казанской Божией Матери с.Угут иерей Алексий Екимов, провел встречу с учащимися старшей школы, который был приурочен ко Дню Матери. Отец Алексий рассказал подросткам о христианском понимании материнства. Ребята узнали о том, что быть мамой — это высокая миссия женщины. Пресвятая Богородица, став матерью Господа Иисуса Христа, исполнила эту миссию в высочайшем ее проявлении. Также отец Алексий отметил, что материнство-это серьезный труд и поэтому не стоит забывать, что мамы нуждаются в помощи и заботе.
ГалереяБлагочинный принял участие в заседании совета по взаимодействию с религиозными объединениями в Нижневартовске
2 декабря в Центральной городской библиотеке им. М.К. Анисимковой состоялось совместное заседание Координационного совета по взаимодействию с религиозными объединениями и национально-культурными автономиями при главе города Нижневартовска, Межнационального Совета Старейшин и Молодежного актива. В работе заседания принял участие благочинный Нижневартовского городского благочиния, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Сергий Шевченко. Заседание было посвящено актуальным вопросам реализации государственной национальной политики на муниципальном уровне. В работе приняли участвовали представители городской администрации-руководители профильных департаментов, национально-культурных автономий, религиозных объединений. В повестке дня также значились вопросы об участии институтов гражданского общества в общегородских делах, утверждение плана работы Координационного совета на будущий год и контроль за исполнением ранее данных поручений. Подобные встречи являются важной площадкой для диалога между властью, религиозными и национальными сообществами, способствуя укреплению межконфессионального и межнационального согласия в Нижневартовске. Участие благочинного, протоиерея Сергия Шевченко, в работе совета подчеркивает активную роль Нижневартовского благочиния и православных общин в жизни многонационального города. Церковь вносит свой вклад в воспитание духовно-нравственных ценностей, поддерживает мир и взаимопонимание между всеми жителями, что полностью соответствует целям и задачам Координационного совета.
Собрание духовенства Нефтеюганского благочиния
02 декабря 2025 года, в праздник святителя Филарета, митрополита Московского, в храме Святого Духа города Нефтеюганска прошла соборная
Литургия и собрание священнослужителей Нефтеюганского благочиния. Собрание возглавил благочинный Нефтеюганского благочиния протоиерей Николай Матвийчук. В работе собрания приняли участие представители Нефтеюганской православной гимназии и бухгалтерии благочиния. Священнослужители заслушали информацию о состоянии дел в благочинии, обсудили проблемы и планы мероприятий по всем направлениям деятельности на следующий год.
День матери в храме свт.Луки г.Сургута
30 ноября, в храме в честь святителя Луки ,архиепископа Симферопольского г.Сургута состоялся самый светлый и добрый праздник. В
этот день поздравляли всех мам и бабушек с днем Матери. Воспитанники воскресной школы подготовили для любимых мам стихи, песни, открытки и рисунки своими руками. Малыши показали сценку о том, что надо сделать, чтобы вырасти большим. Старшие дети подготовили для всех кукольный театр. Каждый ученик в этот день сказал добрые слова и пожелания своим мамам.
Также в этот день в храме всем мамам были подарены праздничные пряники, изготовленные и украшенные детским руками.
В храме Святого Духа г.Нефтеюганска состоялось торжественное награждение мирян памятными знаками
30 ноября 2025 года в храме Святого Духа состоялось торжественное награждение мирян памятными знаками «10 лет Ханты-Мансийской Митрополии». За многолетнее служение награды получили представители братства и сестричества прихода храма Святого Духа. Благочинный Нефтеюганского благочиния протоиерей Николай Матвийчук вручил памятные знаки и пожелал всем помощи от Господа и укрепления в вере.
ГалереяРадио «Югория», программа «Югра православная». Успешный человек
Каким он видится сегодня и насколько это понятие схоже с представлением в православии?
Об этом в студии Радио «Югория» говорили со священниками Ханты-Мансийской епархии Леонидом Бартковым и Андреем Зотовым, включаем свежий выпуск программы «Югра православная» Радио «Югория» «Югра православная» ( Об успехе истинном).
Молебен в Лангепасском социальном приюте
1 декабря сего года настоятель прихода храма в честь Святого Богоявления с.п. Локосово иерей Александр Кремень, представители Центра социальной адаптации имени преподобного Серафима Саровского и Сестричества в честь святой блаженной Ксении Петербургской храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Лангепаса отслужили водосвятный молебен в Лангепасском социальном приюте.
Отец Александр окропил святой водой помещения приюта, побеседовал с подопечными центра и рассказал им о смысле и пользе Рождественского поста.
ГалереяВ Ханты-Мансийске воспитанники Воскресной школы изготовили юбилейные открытки «Храм Покрова»
Самые младшие воспитанники Воскресной школы на занятии, посвященном храму Покрова Пресвятой Богородицы города Ханты-Мансийска изготовили юбилейные открытки «Храм Покрова»
В рамках реализации проекта «Покров времен: страницы Истории и Памяти», в младшей группе воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы прошел мастер-класс по изготовлению открытки с храмом. Дети при поддержке и помощи педагога своими руками собрали юбилейную открытку с видом нашего храма.
Данный проект реализуется при поддержке гранта Главы города Ханты-Мансийска для СО НКО.
Галерея
День Доброты в воскресной школе храма Архангела Михаила г. Нефтеюганска
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ИНВАЛИДОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ХРАМА МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК. ДЕНЬ ДОБРОТЫ
ЛЮДИ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДОВ.
В преддверии Международного дня инвалидов в воскресной школе храма Архангела Михаила г. Нефтеюганск прошло торжественное мероприятие — День Доброты! Праздник отличался особой теплотой и уютом. Сегодня праздник добрых людей! Это относится не только к тем, кто несет на себе бремя физических ограничений, но и к тем, кто помогает людям с ограниченными возможностями. Сегодня мы видим, что люди, у которых ограничены физические возможности, как правило, отличаются особым мужеством. Они преодолевают жизненные препятствия и становятся даже сильнее людей, у которых видимым образом нет никаких физических ограничений. Поэтому, сегодняшний день – это не только праздник добра, но и праздник мужества. Инвалиды — это добрые и мужественные люди!
На встрече за чаепитием собрались воспитанники ВШ их родители и люди с ограниченными возможностями здоровья, дети инвалиды и их семьи.
Воспитанники воскресной школы храма Архистратига Михаила поздравили гостей с праздником почитали душевные стихи и спели песню о добре.
Зачастую люди не привыкли задумываться о том, насколько много в мире живет людей с ограниченными возможностями и с какими проблемами ежедневно им приходится сталкиваться, как они живут, несмотря на все окружающие трудности. Эта календарная дата нужна, как благородный повод привлечь наше внимание к проблемам живущих среди нас людей с ограниченными возможностями здоровья.
В жизни многих людей бывают моменты, когда нужно бросить вызов судьбе, собрать воедино волю, крепость духа, жизненные силы, терпение, упорство — выстоять и победить. Несмотря на трудности, люди с ограниченными возможностями не просто умеют жить, а ведут активную деятельность, занимаются любимым делом. Ведь главное — сохранять жизненный стимул, не унывать и радоваться, опираясь на поддержку родных и близких, принимать помощь всех, кто, повинуясь велению сердца, готов встать рядом.
Настоятель храма иерей Даниил Шумбасов поздравил гостей с праздником и искренне благодарил всех, кто дарит тепло и внимание людям с ограниченными возможностями. Выразил слова особого уважения – людям, которые заботятся о детях с ограниченными возможностями, помогают им вырасти образованными, востребованными, уверенными в завтрашнем дне, а так же стараются привести их к Богу. Также священник призвал всех быть более внимательными и заботливыми по отношению к людям с ограниченными возможностями, пожелал счастья, благополучия, веры в свои силы и осуществления всех замыслов и мечтаний!
Пусть на вашем пути встречаются только добрые и отзывчивые люди! Мира и добра!
ГалереяДень матери в храме храма Михаила Архангела г.Нефтеюганска
30 ноября — всероссийский и очень важный праздник в нашей стране: День матери.С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ НАШИХ МАМ! Крепкой веры Православной, сил душевных и телесных, мира в семье и, конечно же, послушных чад.
После Божественной литургии в творческой мастерской Воскресной школы храма Михаила Архангела готовился настоящий праздник для наших мам.
Воспитанники воскресной школы готовили подарки для своих любимых и родных мамочек, мам мы сегодня встречали теплыми пожеланиями, песней о милой маме и конечно же букетами сделанными собственными руками!
Сегодня, дорогие наши мамы, все главные слова для вас! Спасибо за ваш непростой труд, ведь вырастить и воспитать человека, который будет покорять этот мир — незаменимая работа. Настоятель храма Михаила Архангела и духовник Воскресной школы иерей Даниил Шумбасов обратился ко всем собравшимся с теплыми пожеланиями.Сегодня праздник всех мам, бабушек, сестер, тех, кто понес подвиг материнства и дал человеку жизнь, милостью Божией пришедшему в мир, возможно, даже и не одному. В мире нет ничего дороже и важнее семьи, дома, святой материнской любви. Пусть Всемилостивый Господь хранит вас в добром здравии ради ваших детей, укрепляет ваш дух и телесные силы. Мудрости, терпения и благополучия вам и вашим семьям.
В любом православном храме, да и дома у каждого настоящего христианина, есть икона Пречистой Девы с Божественным Младенцем на руках. Взирая на этот образ, мы осознаем, что нет более точного символа жизни, человечности, радости и счастья, чем мать, с любовью обнимающая своего ребенка.
Подлинный пример исполнения главной христианской заповеди о любви, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится <…>, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит (1 Кор 13:4–7).
Материнская любовь подобна любви Бога к человеку, она безусловна, она не знает границ и препятствий. Она готова принять и простить, поддержать и направить, даже если это требует невероятных усилий и жертв
Поздравляя всех мам с праздником, молитвенно желаем им крепости телесных и душевных сил, радости, мира и многих милостей от Господа.
ГалереяСобрание в Храме Рождества Пресвятой Богородицы г.Нижневартовска
29 ноября в храме Рождества Пресвятой Богородицы г.Нижневартовска под председательством настоятеля иерея Алексия Фролова состоялось итоговое годовое собрание.
Заслушали отчет о жизнедеятельности Прихода за 2025 год, приняли календарный план на 2026 год, план хозяйственных и строительных работ на 2026 год, также обсудили подготовку к празднику Рождества Христова.
Митрополит Павел принял участие в заседании Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями
1 декабря 2025 года митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел принял участие в работе заседания Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию гражданского общества.
Участников заседания, в том числе с подключением в режиме ВКС приветствовал Губернатор Югры Руслан Кухарук.
С докладом на заседании выступил митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.
В ходе заседания были рассмотрены успешные практики, реализуемые гражданским обществом в сфере укрепления межнационального согласия, воспитания гражданственности и патриотизма, утвержден плана работы Координационного совета на 2026 год.
ГалереяДень матери в воскресной школе храма Георгия Победоносца г.Сургута
30 ноября 2025 года в воскресной школе храма Георгия Победоносца г.Сургута прошло одно из самых трогательных мероприятий – концерт, посвященный Дню Матери — праздник любви и благодарности. Ученики и преподаватели собрались, чтобы поздравить с праздником самых родных, самых милых и любимых наших мам и бабушек. Полный зал лучился светом улыбок и сиянием глаз родных людей. Поздравительным словом приветствовал всех собравшихся настоятель храма отец Антоний Исаков, отметив огромный женский труд материнства, неиссякаемую женскую силу, бесконечную заботу и безусловную любовь. Дети всех возрастов поздравляли мам и бабушек, рассказывая стихи, исполняя песни и танцы, показывая сценки. Изюминкой концерта стал танец «Девчата», исполненный нашими замечательными и талантливыми мамами.
Вновь и вновь хочется сказать вам: дорогие мамы и бабушки, от всего сердца поздравляем вас с Днём Матери! Этот праздник наполнен теплом, любовью и благодарностью, ведь именно вы дарите нам свет и заботу каждый день своей жизни. Пусть ваши глаза сияют счастьем, пусть улыбки будут искренними, а сердце согревается вниманием близких. Пусть рядом всегда будут любимые дети, готовые радовать вас своими успехами, добрыми делами и словами. Спасибо вам за терпение, мудрость и бескрайнюю любовь. Будьте здоровы, счастливы и любимы!
Автор: Алешина О.А.
ГалереяВстреча настоятеля храма с.Угут с воспитанниками детского садика «Медвежонок»
01.12.2025 г. в рамках духовно-нравственного воспитания настоятель храма Казанской божией Матери с.Угут иерей Алексий провел встречу с воспитанниками детского сада «Медвежонок». При данном дошкольном учреждении создана воскресная школа. У малышей через игровые ситуации, чтение произведений формируется представление: о послушании, о сотворении мира, об Ангелах- хранителях и о жизни Иисуса Христа. В этом возрасте ребенок еще сам не читает, но с удовольствием слушает беседу, смотрит мультфильмы, через которые ему доносят чувство сопереживания к ближнему. Также малыши с удовольствием занимаются плетением из бисера поделок, рисованием на религиозные темы. Такие встречи и беседы с детьми вносят бесценный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Галерея
Подарки «Ильинских мастериц» г. Ханты-Мансийска для воинов СВО
Экскурсию по фотовыставке «Без памяти-нет народа» провели в Ханты-Мансийске
30 ноября и 1 декабря на территории Воскресенского кафедрального собора города Ханты-Мансийска, где расположена фотовыставка «Без памяти-нет народа» посвященная 25-летию великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы, состоялась экскурсия для жителей города и воспитанников Православной гимназии.
Данное мероприятие проходит в рамках реализации проекта «Покров времен: страницы Истории и Памяти», проект реализуется храмом Покрова Пресвятой Богородицы при поддержке гранта Главы города Ханты-Мансийска для СО НКО.
ГалереяСтраницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »








