Поэзия в кирпиче

Иерей Константин Мемячкин

«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем.
И стали у них кирпичи вместо камней, …»
(Быт.11,3).

К написанию данного материала меня побудила статья известного ученого Богомякова Владимира Геннадьевича «Кондинский монастырь как одно из русских стихотворений» напечатанная в первом номере газеты «Югра православная» и рассказывающая об истории образования и существования Кондинского монастыря. Участвуя в прошлом в некоторых этапах восстановления монастыря я хочу предложить читателю взглянуть на монастырские стены другими «глазами».

Затрону тему, на первый взгляд, казалось бы совсем не поэтичную – керамический кирпич. Материал известный всем и каждому, который сопровождает нас по жизни везде и всегда. Вещь простая и обыденная, но способная порой открыться с удивительных сторон. Особенно когда имеешь дело с памятниками культуры и архитектуры XVII – XIX веков. 

Технология изготовления этого привычного сегодня для нас материала в те далекие времена была отнюдь не простой. Как правило кирпичи изготавливали «подпятным» или «столовым» способами. При «подпятном» способе изготовления глину в форму набивали вручную и уплотняли пяткой ноги, а при «столовом» форма устанавливалась на столе и уплотнение происходило специальным инструментом – чекмарем. Технология изготовления сказывалась в последствии и на деструкции этого искусственного камня. Кирпич изготовленный «подпятным» способом имел характерное разрушение по форме пятки (рис.1). Изготовленные глиняные сырцы, как правило, не меньше месяца сохли на улице под навесами. Именно процесс уличной сушки способен сегодня донести до современного строителя-реставратора следы детских ладошек или ножек ребятишек которые 200 – 300 лет назад беззаботно играли бегая и хватаясь за еще не обожженные сырцы, а где-то пробежала кошка оставив свой след в веках (рис.2).

В конце сушки сырцы обжигали. Обжиг проходил в специальных печах. Зачастую печи выкладывали из того же сырца. Внутрь топочной камеры загружали дрова и разжигали огонь. В результате такого обжига кирпич который непосредственно контактировал с открытым огнем имел пережег. Кирпич из средней части сырцовой кладки был нормального обжига, а наружный кирпич имел недожег. Пережженный кирпич шел чаще всего на фундамент здания. Основной массив выкладывался из кирпича нормального обжига, а верхние ряды кладки могли быть выполнены с добавлением недожженного кирпича. Не буду вдаваться в технические и технологические подробности получающегося керамического черепка, но отмечу еще один момент старого кирпичного производства – клеймение продукции. И тут все зависело от фантазии и технических возможностей производителя. Например, рисунок клейм на кирпичах Свято-Троицкой церкви Кондинского Троицкого монастыря прост и незатейлив (рис.3, 4). Возможно даже, что эти клейма выполняли одновременно роль количественных меток помечая сотые или тысячные кирпичи в партии.

Затронув тему клейм скажем пару слов и о их классификации: все выпуклые изображения (как на торцах, так и на постелистой стороне кирпичей) называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, - клеймами. Знаки, проведенные пальцем или каким-либо инструментом на постелистой стороне кирпича до его обжига принято называть метками. Хотя данная классификация не является единственной, однако, на мой взгляд, более полно характеризует сделанное на керамическом кирпиче изображение.

Отдельно хочется сказать об одной метке найденной на кирпичах зданий храмов и домов в Тюменской и Курганской областях (рис.5). Не исключено, что подобные метки ставили мастера при производстве кирпичей в Свердловской и Челябинской областях, ХМАО и ЯНАО. Назначение этой метки пока не ясно однако можно с уверенностью говорить о существовании в этих регионах единой «школы» по кирпичному производству.

В заключении хочется заметить, что всякий раз, когда видишь основательные и одновременно красивые строения храмов, усадеб, дворцов оставленные нам предками и стоящие по несколько сотен лет задумываешься не только о красоте инженерной мысли тех времен, но и о красоте, глубине и силе души русского человека впитавшего с молоком матери веру и любовь Христову к родной земле, близким, и Отечеству оставляя после себя монументальное наследие к прославлению России и славе Божией.

При написании статьи были использованы материалы научно-проектно-производственного объединения ООО НППО «СибСпецСтройРеставрция» г. Тюмень.

рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5