Сегодня – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Почему в наше время, заполненное гаджетами и сетевым общением, такими близкими и понятными для многих являются две блаженные – Ксения и Матрона? Их образ подвижничества – юродство Христа ради – во все времена было редким явлением. В столичной суете мало кому удавалось увидеть за их внешней убогой личиной скудоумия святость жития. Они являли миру тщету его приоритетов – богатство, карьеру, связи. Ксения была замужем за состоятельным человеком. Но вот постигла его внезапная смерть – и чем она, Ксения, могла помочь его душе, устремившейся в небеса? Ее муж испытывал теперь нужду в ином – милосердии, молитве, жертве. Богатый дом и придворные связи оказались совсем ненужными. И она оставила их, чтобы свою жизнь прожить как бы вместо мужа, вымолив у Бога загладить его согрешения. «Нет больше той любви, - сказано в Евангелии. - Как если кто предаст душу свою за други своя».
Понятно, что родственники и знакомые решили, что вдова на почве пережитого ума лишилась. Она действительно отрешилась ума житейского, практичного, полностью предав себя законам евангельской любви. Той, которая не ищет своего, но ищет пользы ближнего.
Пресытившись гламурными соблазнами различных вариантов того, что именуют любовью в светской литературе, а тем паче в интернете, душа человеческая ищет любви истинной, которой изобилует православная святость.
В минувшее воскресенье в храмах совершалось богослужение в честь Новомучеников и исповедников российских. Их подвиг свидетельствует, что там, где любовь – там нет места страху, даже если весь мир против тебя. Нет в нашем Отечестве града и веси, где бы никто не пострадал за те годы, в кои, по словам Патриарха Тихона, мы пытались построить новую вавилонскую башню и обрести без Бога свободу, равенство и братство. Что лукавить, этим прельстились не одни только большевики. Стремление поживиться чужим добром обуяло многих, иначе разве стала бы возможной всеобщая коллективизация? «Все вокруг народное – все вокруг мое». А все, кто были не согласны, оказались в могиле, в лагерях, на поселении в тех местах, куда Макар телят не гонял. Колхозникам же пообещали, что к 1980-му году они будут жить при коммунизме. Нам на полном серьезе говорили об этом школьные учителя в середине 70-х, когда в магазинах самым популярным товаром была водка.
Летом 1980-го года я приехала в Нижневартовск, куда из Москвы накануне Олимпиады зачистили представительниц древнейшей профессии. В городе был создан штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки, а специалисты местного кожвендиспансера ударно трудились, чтобы подавить в городе вспышку сифилиса. По понедельникам на политинформациях нас пытались убедить, что вот еще один рывок в социалистическом соревновании – и коммунизм у нас будет!
А потом мне дали на несколько дней напечатанное мелким шрифтом Евангелие и сразу стало ясно, что все эти коммунистические манифесты, кодекс строителя коммунизма и прочее – просто галиматья.
…Наверное, без этих 70 лет «вавилонского плена» наш народ не сумел бы избавиться от иллюзий, которые навевали ему радетели народного блага, начиная с Радищева и даже ранее. Отчасти мы до сих пор пребываем на «реках вавилонских», если декабристов все еще считаем героями и печалуемся о «советских благах».
Наша история порой кажется противоречивой. Почитать ли нам сегодня белых? И как относиться к красным? Да, надо почитать своих предков, как требует того закон Божий. Но почитать – значит, прежде всего молиться за них. И постараться не соблазниться их искушениями.
А те, кто сегодня предстоят Престолу Божию, молятся за свое земное Отечество, за нас с вами, чтобы мы, подобно блудному сыну, вкусив горечь свободы на чужбине, более никогда не обманывались ею.
Автор: О. М. Санталова