«БЛАЖЕННЫ НЕ ВИДЕВШИЕ И УВЕРОВАВШИЕ» (ИН. 20, 29).

  «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).


    

 

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав


       На рассвете раннего утра, поплотнее закутавшись в свои платки-накидки, тихо бегут по тропинке меж камней потрясенные жены. Объятые трепетом и ужасом, пораженные видением небесного Вестника, видом опустевшей гробницы и словами Ангела, о они напуганы. И вдруг светозарное видение,  пред ними в одеянии Божественной славы предстал воскресший Иисус. «Радуйтесь!» – сказал Он. 

       Христос Воскресе!  говорит святое Евангелие,  возвещают  ранние свидетели Его восстания из мертвых, и в течение двадцати вековой истории слышен  этот глас радости от встречи с Воскресшим Христом. Из века в век живые свидетели опытно и лично видят, что Христос Воскрес! И все же первыми были апостолы, ближайшие ученики, вот уж кто с полной властью  мог сказать: я встретил Его лицом к лицу. Я достоверно знаю, что Иисус из Назарета, Который был распят на Голгофе, Который умер, Который был погребен, воистину воскрес и жив…    

       Вот один из многих, построенный из камней одноэтажный городской дом в Иерусалиме, с плоской утрамбованной крышей и комнатами, расположенными замкнутым прямоугольником вокруг внутреннего двора с садом, дававшим в летний зной прохладу и тень. Прочная дощатая дверь, ведущая на улицу, крепко заперта засовами и заложена изнутри большим деревянным брусом. Выходящие во внутренний двор маленькие оконца почти не дают света, и внутри одной из комнат с низким потолком непрерывно горит масляный светильник. Несколько циновок на полу, скамейки, жаровни для обогрева в зимнее время. С трех сторон самой большой соломенной циновки, служащей столом, возлежат на левых локтях взволнованные Господни ученики, одетые в доходящие до икр красные, серые, желтые и полосатые туники. Верхняя одежда – гиматии, сложена в стороне, а у порога стоят ряды сандалий. Они собрались вместе, крепко заперев двери из страха перед иудейскими властями, которые приказали искать учеников Распятого в эти пасхальные дни. Внезапно в торжественном одеянии Божественной славы посреди них стал воскресший Христос и показал Свои руки и ребра. Он явился им и успокоил волновавшиеся мысли…, сказав: «Мир вам». Этим Он напоминает то слово, которое сказал перед страданием: «Мир Мой даю вам»« (Ин. 14, 27). И наступил мир, который превыше всякого ума.                 

     «Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20, 20). Апостолы обрели благодать, увидев воскресшего Мессию. Они поняли, что это именно Он, восставший из мертвых, стоит сейчас перед их глазами, и они воочию, лично видят Его. Но во время этого явления в горнице не было апостола Фомы. Ученики увидев Господа и обретя благодать Святого Духа, сказали Фоме, что видели, узнали Его, неложно поняли, что пред ними Сам Воскресший. И Фома хочет того же. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).                                                                                               

Воскресший Господь дает ему такую возможность. Когда минуло семь дней, на восьмой, то есть в следующее воскресение, Христос вновь является ученикам, преподает им Свой мир и предлагает апостолу Фоме коснуться Своей прославленной и чистейшей плоти. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 27-29). Апостол Фома не прикасался к воскресшему Спасителю, но увидев Его, сразу уверовал в Воскресение. блаженный Феофилакт в своем толковании на Евангелие от Иоанна говорит - «Христово… тело имело внутри себя источник Божественного света, который, воссияв духовно, просветил… Фому».

       Блаженны не видевшие и уверовавшие,   сколь много людей не стояли лицом к лицу с воскресшим Христом и, тем не менее, верят в Него! Ведь цель духовной жизни человека есть соединение с воскресшим Спасителем, созерцание Его в глубинах сердца, и вера здесь играет решающее значение. Когда Христос восстает внутри словесной души верующего человека, то преодолевает ее греховные прилоги, как некогда преодолел запечатанную каменную гробницу. Такое возрождение нам необходимо, это есть цель нашего существования: «… как Христос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни». Пасха – это приход Христа в недра сердца, это приход Бога Слова в человеческий разум. И если праздник Воскресения Христова является ежегодной Пасхой, то существует и Пасха недельная в каждое воскресенье. Потому что когда мы сходимся на Божественную Литургию, за Евхаристией приобщаемся Тела и Крови Христовых, то тем самым принимаем участие в Пасхе Господней. Блажен тот, в ком вера предваряет видение и восприятие! Поэтому «блаженны не видевшие и уверовавшие» .

Диакон Илья Лазуков