НЕМНОГО О БОГОСЛОВИИ ПОСТА

Иерей Тарасий Борозенец

В своих беседах о посте с учениками православной школы, студентами катехизических курсов и просто прихожанами я зачастую сталкиваюсь с непониманием самой сути и логики поста.

Люди зачастую постятся, «потому что надо», не понимая, почему и для чего это нужно делать

Пост многими мыслится больше образно, чем понятийно, преимущественно художественно, чем богословски. Люди постятся, «потому что надо», не понимая, почему и для чего это нужно делать. Пост для них сводится к неким крайностям – или к телесному воздержанию, или к духовному парению, «весне духовной».

В связи с этим необходимо четко и ясно сформулировать богословие поста, чтобы он был максимально осознанным и потому действенным.

Для этого нужно ответить на пять главных вопросов:

  1. Что такое пост по сути своей?
  2. Каковы его базовые составляющие?
  3. Какова цель поста?
  4. Как пост действует на человека?
  5. Насколько нужен пост человеку?

Понятие поста

Пост – это установленный Церковью период усиленной духовной работы над собой, напряженный духовный подвиг или аскеза. По сути, в широком смысле он является кардинальным содержанием православной аскетической практики, синонимом православного подвижничества.

Духовная работа сосредоточена главным образом на духе человека, но не ограничивается им одним. Она также распространяется на его душу и тело[1].

Таким образом, пост по своему действию направлен на всего человека, охватывает все составляющие его триединой природы (дух, душу и тело), однако на первое, ключевое и высшее место ставит дух, усиленно стараясь подчинить ему все стороны человеческой жизни.

В зависимости от того, какое из трех начал первично для человека, люди распределяются на телесных, душевных и духовных.

У телесных, или плотских, людей телесные потребности преобладают над душевными, духовные же потребности практически атрофированы[2]. Плоть господствует над душой, замещая для нее дух. Жизнь души всецело сводится к обслуживанию телесных потребностей.

Это может проявляться в двух противоположных типах поведения – расслабленном, чувственно-гедонистическом или, напротив, волевом, спортивном. Плотские люди или полностью потакают телесным похотям, стараясь доставить максимальное удовольствие органам чувств, или, напротив, ограничивают их, подвергают тело изнурительным тренировкам и/или лечебным процедурам ради его здоровья и долголетия.

У душевных людей на первом месте находятся потребности души – интеллектуальные, нравственные, эстетические. Духовные потребности отождествляются с душевными и подменяются ими[3]. Для душевных тело – инструмент души, дух же – название высших душевных устремлений.

И для телесных, и для душевных людей дух практически не существует как самостоятельная и главенствующая способность человека

Как видим, и для телесных, и для душевных людей дух практически не существует как самостоятельная и главенствующая способность человека; и у первых, и у вторых он, по сути, отрицается и подменяется чем-то другим.

Духовные люди в своей жизни руководствуются духом[4]. Дух, отвечающий за опытное и личное общение с Богом, с одной стороны, подчиняется Ему, с другой, подчиняет себе душу и тело, не подменяя их, но контролируя, ограничивая и отводя каждому его естественное место.

Согласно святым отцам, человеческий дух является органом молитвы, совести и созерцания, благодаря которым осуществляются богообщение и богопознание.

Только при господстве духа сохраняется триединая не ущербная иерархическая целостность человеческого существа, образующаяся из тела, души и духа; при господстве тела или души эта целостность необходимо умаляется и разрушается.

В земной реальности «чистые» телесные, душевные или духовные люди встречаются крайне редко. Чаще всего в людях представлены все три начала, каждое из которых взаимодействует с другими двумя, то враждуя, то сотрудничая, то побеждая, то терпя поражение, то захватывая власть над всем человеком, то теряя ее[5].

Элементы поста

Пост состоит из шести основных составляющих:

  1. Очищение от грехов через покаяние.
  2. Частое Причастие.
  3. Усиленная молитва, домашняя и церковная.
  4. Духовное просвещение (образование), домашнее и церковное.
  5. Дела милосердия.
  6. Телесное и душевное воздержание.

Первые три (Исповедь, Евхаристия, молитва) направлены в основном на исцеление и преображение человеческого духа Духом Божиим.

Следующие два (просвещение и милосердие) главным образом направлены на исцеление и преображение души, ее разума, воли и чувств.

Последнее (воздержание) служит избавлению души и тела от привязанностей к земным мирским благам, которые отвлекают душу и дух от Бога.

Разумеется, речь идет о преимущественной направленности определенных действий поста на определенные составляющие человеческого существа, что не исключает их влияния и на все остальные составляющие[6].

Цель поста

Конечная цель поста – восстановление естественного здорового состояния человека, его добродетельно-благодатное исцеление, преображение и обожение.

Прежде всего это означает восстановление первозданной иерархии человеческого существа, где дух, с одной стороны, всецело подчиняется Богу, с другой, занимает главенствующее положение и управляет душой, то есть ее разумной, волевой и эмоциональной способностями, также через душу руководит телом.

В этом праведном состоянии человек благодатно преображается и уподобляется своему божественному Первообразу, становясь духовным и/или святым[7].

Воздействие поста на человека

Телесное и душевное воздержание способствует освобождению времени и внутреннего душевного «места» для богослужения, молитвы, просвещения и дел милосердия.

Время, силы и средства, которые раньше бездумно тратились на удовлетворение плотских страстей и похотей, на греховный образ жизни, теперь мудро употребляются на послушание тела душе и духу, на просвещение души истинами веры, на насыщение духа благодатью, а через него и души, и тела на праведный, добродетельный образ жизни.

Тем самым роль тела и души ограничивается, уменьшается в жизни человека, они радикально подчиняются духу, который в свою очередь подчиняется Богу и становится на высшее место в человеке.

Вместе с тем благодаря этим же средствам происходит «стяжание Духа Святого», о котором говорил прп. Серафим Саровский[8]. Этот Дух, или благодать Божия, очищает, исцеляет и преображает всего человека[9].

Пост восстанавливает первозданные иерархические отношения внутри человека – между духом, душой и телом

Таким образом, пост восстанавливает первозданные гармоничные иерархические отношения внутри человеческого существа – между духом, душой и телом.

Вместе с этим также происходит восстановление первозданных созидательных праведных отношений с материальным миром, другими людьми и Богом.

  • Подчиняя тело душе, духу и Богу, человек восстанавливает праведное отношение с миром природы, учится бережно потреблять и использовать ее ресурсы для своего земного существования. Тело, а вместе с ним и весь материальный мир, становятся храмом для души и духа, материальным средством спасения[10].
  • Подчиняя душу духу и Богу, человек исцеляет свои отношения с ближними, делает их мирными, кроткими и святыми.
  • Подчиняя дух Богу, человек приобщается к Нему, обретает дар Его нетварной энергии, которая изливается и влияет на все составляющие человеческого существа.

Так верные постепенно становятся «богами по благодати», то есть обоживаются. Обожение – это состояние всецелого благодатного единения человека с Богом, благодаря чему достигается окончательная победа над грехом, тлением и смертью[11].

В состоянии обожения грех становится принципиально невозможным, поскольку дух человека всецело подчинен Богу, душа – духу, а тело – душе. Это означает, что в сердце уже нет и не может возникнуть никакой самости, никакого самоволия, никакого самолюбия, потому что человеческая воля полностью соединилась с волей Божией, всецело укрепилась в следовании Ему.

Таким образом, при обожении совершенно нивелируется то, что святыми отцами называется «гномической волей»[12], а нами – свободой выбора[13]; остается только естественная человеческая воля, абсолютно согласная с волей Божией и потому единая с ней.

Естественность поста

К сожалению, даже среди верующих распространено ошибочное восприятие поста как некого тяжелого испытания, ограничения, обузы. Зачастую мы воспринимаем пост как особый, исключительный, необычный и ненормальный период года, который противостоит привычному и потому естественному нашему времяпрепровождению.

Таким пост представляется с точки зрения падшего, немощного, удобопреклонного ко греху человека. Так больной, который уже привык к своей болезни и даже научился получать удовольствие от нее, может относиться к лечению как чему-то неприятному, крайне трудному и даже враждебному.

Однако в богооткровенной библейской перспективе пост видится как совершенно естественное состояние человека, тот изначальный благой образ духовной жизни, в котором люди находились с момента сотворения до грехопадения, к которому они стремятся вернуться после грехопадения в Церкви путем исполнения заповедей Божьих, и в котором навечно будут находиться после Второго Пришествия Христа, всеобщего воскресения и Страшного Суда.

Тогда «Бог будет все во всем»[14]. И с одной, «правой», стороны[15], к Нему по благодатной любви будут навечно и неразлучно приобщены все праведники, духовная жизнь которых тем самым достигнет бесконечной, абсолютной степени, высочайшего блаженства[16]. Пост праведных будет выражаться в безмерной радости, благодарности и прославлении Бога.

С другой, «левой», стороны[17], по Суду любовь Божия станет вечным «огнем поядающим»[18] для нераскаянных грешников, которые в силу своей враждебности к Богу воспринимают Его благодать как злую, враждебную и приносящую им страдания силу[19]. Их пост будет заключаться в противных их злонамеренной воле непрестанных муках проснувшейся совести, а также в невозможности удовлетворить все еще бушующие в них греховные похоти и страсти[20].

Для праведников пост был, есть и останется на небесах совершенно естественным и блаженным образом жизни

Праведники, которые добровольно постились на земле, так же добровольно, но уже в абсолютной мере, продолжат поститься, то есть жить полной духовной жизнью, на небесах. Для них пост был, есть и останется совершенно естественным и блаженным образом жизни.

Грешники же, которые по своей злой воле не постились на земле, против своей воли вынуждены будут поститься, то есть воздерживаться от грехов и плотских наслаждений, в аду, испытывая всевозможные ограничения, совершенно не желая и не приемля их.

Для праведников пост был и останется «весной духовной»[21]. Для грешников же – пыткой, лишающей их удовольствий и приносящей одни только страдания.

Таким образом, пост – это необходимый естественный удел человека и на земле, и на небе. От нашего свободного выбора зависит, каким для каждого из нас станет этот удел – «приятным», то есть радостным, созидательным, праведным и спасительным, или «неприятным», то есть унылым, разрушительным, греховным и гибельным[22].

[1] См.: 1 Фес. 5: 23.

[2] См.: 1 Кор. 3: 3.

[3] «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Кор. 2: 14).

[4] См.: 1 Пет. 3: 4.

[5] «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5: 17).

[6] «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12: 8).

[7] «Христианство – это подражание Богу» (см.: Григорий Нисский, свт. К Армонию о том, что значит звание «христианин»).

[8] «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает» (Беседа прп. Серафима с Н.А. Мотовиловым).

[9] «Стяжание благодати есть живое богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – последняя цель искания человеческого духа» (Иоанн Лествичник, прп. Лествица).

[10] «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 19).

[11] См.: Обожение / Православная энциклопедия // https://www.pravenc.ru/text/2578067.html

[12] См.: Блоуэрс Пол М. Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин о гномической воле (γνώμη) во Христе: ясность и неопределенность // https://bogoslov.ru/article/6023990

[13] «Свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако, в силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере святой апостол Павел свидетельствует о том, что свойственно каждому человеку: “Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7: 15–16). Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

[14] См.: 1 Кор. 15: 28.

[15] См.: Мф. 25: 31–40.

[16] «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами» (Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М., 1993. С. 397 (слово 83)).

[17] См.: Мф. 25: 41–46.

[18] См.: Евр. 12: 29.

[19] «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» (Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М., 1993. С. 76 (слово 18)).

[20] См.: Иерофей (Влахос), митрополит. Рай и ад.

[21] Митрополит Антоний Сурожский: «Пост как весна – мы идем из потемок к полному свету».

[22] «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть» (Стихира понедельника первой седмицы Великого поста).

Иерей Тарасий Борозенец

11 апреля 2024 г.