14 № 40, 2023 г. www.aif.ru
Павел ИНЬКОВ
В Воскресенском ка-
федральном соборе Хан-
ты-Мансийска, в ков-
чеге с мощами святых
Киево-Печёрских, есть
частица нетленных мощей
святого митрополита Павла,
Тобольского и Сибирского,
управлявшего православной
Сибирью в далеком XVIII
веке. Что известно об этом
человеке?
КАК ПЁТР СТАЛ ПАВЛОМ
«Житие святителя Павла
Тобольского замечательно по
своим событиям. Известно,
что он родился в Галиции,
или Червонной Руси, эта тер-
ритория входила в состав Ре-
чи Посполитой и была като-
лическим государством. Там
православие преследовалось
– население заставляли пере-
ходить или в римо-католиче-
ство, или принимать унию»,
– рассказывает клирик храма
иконы Божией Матери «Знаме-
ние» Ханты-Мансийска доцент
кафедры истории и философии
ЮГУ, профессор Киевской ду-
ховной академии иерей Тарасий
Борозенец.
Родители будущего святите-
ля, от рождения Петра Конюс-
кевича, были православными и
воспитывали сына в истинной
вере. Когда мальчику испол-
нилось 12 лет, они отправили
его на обучение в Киевскую
духовную академию. Окончив
её, в 1733 году Пётр принял
монашество с именем Павел
и погрузился в монашеские
послушания и прочие состав-
ляющие монастырской жизни.
Распространял книги духовно-
го содержания, так как лавра
активно занималась издатель-
ской деятельностью.
Настоящим памятником
учительской деятельности
Павла в Киевской академии
является курс его поэтики на
латинском языке, который был
записан одним из его учеников.
До нашего времени дошло по
крайней мере одно из произве-
дений – «Образ страстей мира
сего образом Христа исправи-
ся». Вот лишь маленький от-
рывок из этого произведения:
«Всяк от земных преходящ
пути сего века,
Всяк улучивый жити, и всяк
же елика,
Здравым есть разумом от Бога
почтенный
Зри суетою мир сей, весьма
исполненный.
Зри, где красота его, где
крепость и слава,
Где непобедимая сила и
держава».
Одна из главных тем про-
изведения – тленность и не-
надёжность благ мира сего.
ОСНОВЫ ПАСТЫРСТВА
В 1740 году иеромонах Павел
был назначен проповедником
знаменитой Славяно-греко-
латинской академии, которая
была открыта в Москве на
территории Заиконоспасского
монастыря в конце XVII века.
Из неё вышли многие деятели
Церкви, учёные и литераторы.
Здесь и закладывались основы
пастырского таланта Павла.
Неутомимые труды, строгость
жизни и замечательный дар в
сказании поучений снискали
благоволение к нему Святей-
шего синода, который особым
указом предписал тогдашнему
новгородскому епископу пре-
доставить иеромонаху Павлу
Конюскевичу архимандрит-
ское место. 18 февраля 1744
года Павел был произведён в
архимандриты Новгородского
Юрьева монастыря и получил
место преподавателя в Новго-
родской духовной семинарии.
А весной 1758 года в Санкт-
Петербурге над будущим свя-
тителем Павлом была совер-
шена хиротония во епископа
Тобольского и Сибирского.
И сразу же он был возведён в
сан митрополита. Поздней осе-
нью управляющий епархией
прибыл в Тобольск.
«Какая это была трудная ра-
бота, – говорит отец Тарасий,
– духовное окормление насе-
ления огромных сибирских
просторов, но он не испугался.
Многим духовным лицам пред-
лагали ехать в Сибирь, здесь
была огромная нехватка кадров
духовных, но их пугали трудно-
сти, а вот владыка Павел, при-
быв на тобольскую кафедру,
рьяно взялся за дело, и 10 лет,
которые ему Господь отмерил
здесь быть, прошли очень пло-
дотворно. Важную задачу вла-
дыка Павел видел в том, чтобы
бороться с расколом. Главны-
ми раскольниками в Сибири
были старообрядцы, которых
было очень много. Он пропове-
довал, вёл миссионерскую дея-
тельность, обличал невежество
старообрядцев, их заблуждения
и утверждал истинность право-
славной веры». Среди тоболь-
ского духовенства святитель
Павел старался возбуждать
дух миссионерской ревности.
Именно по его «нарочитому хо-
датайству» в Тобольской епар-
хии было положено иметь двух
миссионеров для пропове-
ди христианства среди ино-
верцев-идолопоклонников и
для обращения новокрещён-
ных в истины веры православ-
ной.
Сибирский владыка актив-
но строил храмы – при нём в
епархии было возведено около
20 каменных церквей и откры-
то несколько новых сельских
приходов. Именно митропо-
литу Сибирскому Павлу мы
благодарны за каменный храм
во имя Рождества Богороди-
цы, который воздвигли вместо
сгоревшего деревянного, по-
строенного князем Алексан-
дром Меншиковым. А через
четыре года заложили предел
в честь святителей Антония и
Феодосия Печёрских по про-
шению и на собственные сред-
ства берёзовского отставного
сержанта Данила Канкарова.
Большинство управлявших
Тобольской епархией архиере-
ев более четырёх лет на своём
посту не задерживались. Вла-
дыка Павел управлял крупней-
шим церковным образованием
Сибири около 10 лет.
МИНИСТЕРСТВО
ДУХОВНЫХ ДЕЛ
У святителя, отличавшегося
прямым, твёрдым и решитель-
ным характером, в Святейшем
синоде были и недоброжела-
тели, и прямые противники.
Главный из них – обер-проку-
рор Мелиссино. Он, как сто-
ронник полной свободы веро-
исповедания и сокращения не
только богослужебных чинов,
но и продолжительных постов,
не понимал митрополита, ко-
торый строго придерживался
канонических правил в церков-
ном управлении. «Верховным
органом управления Церковью
был Священный синод, кото-
рый напрямую подчинялся им-
ператору, – поясняет отец Та-
расий. – Император назначал
обер-прокурора синода – это
был светский человек, а в си-
нод входили как светские лица,
так и духовные. По сути, синод
был своеобразным «министер-
ством духовных дел».
Целых 36 синодальных
предписаний проигнорировал
митрополит Павел, и разгне-
ванный синод послал в То-
больск гонца-нарочного для
получения ответов. Но прошло
4 месяца, а посланник не воз-
вращался. Выяснилось, что на
обратном пути он был убит в
Нижегородской губернии. При
нём нашли письменные объяс-
нения святителя Павла синоду.
На два года святителя оста-
вили в покое, но затем вновь
начали собирать справки, и по-
сле многочисленных доносов и
обвинений в бюрократических
грехах Павел высочайшим по-
велением императрицы Ека-
терины II был вызван в синод.
«При Екатерине II проводилась
политика секуляризации, –
разъясняет отец Тарасий. – По
сути, это означало конфиска-
цию церковных земель в госу-
дарственную казну. Церковь
лишалась возможности вести
миссионерскую и благотвори-
тельную деятельность и ещё
больше подчинялась власти.
Одним из немногих архиереев,
который выступил против се-
куляризации, был митрополит
Павел Тобольский и, конечно,
тем самым вызвал к себе неми-
лость».
Явившись на синодальный
суд, святитель Павел аргу-
ментированно защищал свои
воззрения и показал непоко-
лебимую стойкость и твёрдость
воли, за что, видимо, и был
лишён архиерейского сана, о
чём сразу было доложено им-
ператрице. Но Екатерина ре-
шение синода не утвердила.
Предложение вернуться в
Тобольск и возглавить епархию
митрополит Павел не принял, а
попросил отправить его на ду-
ховную родину – в Киево-Пе-
чёрскую лавру. Он отбыл туда
в январе 1768 года. «Господь
развеял как дым все обвинения.
Но при этом так устроил, что
митрополит Павел стяжал на
себя подвиг исповедничества
и неправильного обвинения»,
– уточняет отец Тарасий.
Митрополит Павел, глава
огромной сибирской епархии,
скончался 4 ноября 1770 года.
ЧУДЕСА, ДА И ТОЛЬКО!
В храмовой росписи Вос-
кресенского собора запечатлён
эпизод, свидетельствующий о
чудесных свойствах святителя
Павла, которые проявились
после его блаженной кончины,
а именно о явлении его во сне
Киевскому митрополиту Евге-
нию, которому святой архие-
рей гневно повелел до времени
его не погребать. Нетленное
тело Павла было найдено во
время восстановления Киев-
ского Успенского собора в 1999
году. «Это наш всероссийский
святой, что подтверждает са-
ма его жизнь, – говорит иерей
Тарасий. – Он охватил своей
уникальной жизнью огромные
просторы Российской импе-
рии».
ЮГРА ВЕРА
На современных навигаци-
онных интерактивных кар-
тах при поиске п. Ваховск,
расположенного в Нижне-
вартовском районе, практи-
чески сразу с обозначением
населённого пункта карта
показывает: «Церковь свя-
того Павла, митрополита То-
больского». Здесь, в сибир-
ской глубинке, чтут и хранят
память о сибирском святи-
теле. В небольшом храме
Ваховска прихожан пока не
очень много, но настоятель
отец Никита трудится усерд-
но и лелеет надежду обрести
для храма икону с частицей
мощей святителя.
Символично, что сейчас ве-
сомую сибирскую митропо-
лию тоже возглавляет Павел
– митрополит Ханты-Ман-
сийский и Сургутский. Более
десяти лет он, как и прослав-
ленный сибирский владыка,
особо ратует о храмострои-
тельстве и монастырском
устроении, духовном обра-
зовании и просвещении
коренных жителей, слагает
стихи, некоторые из которых
уже стали песнями, и вместе
со своей многочисленной
паствой чтит святую память
угодившего Богу святителя
Сибирского – митрополита
Павла.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Фото ОТРК «Югра»
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПАВЛА
Как митрополит Сибирский с расколом боролся и храмы строил
НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ПАВЛА
БЫЛО НАЙДЕНО ВО
ВРЕМЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
КИЕВСКОГО УСПЕНСКОГО
СОБОРА В 1999 ГОДУ.
Храмовая роспись в Воскресенском соборе. Эпизод явления святителя
Павла во сне митрополиту Киевскому Евгению.
Благодаря святителю Павлу в Берёзово появился каменный храм во имя Рождества Богородицы.
Фото ОТРК