ИНТЕРНЕТ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ?

В этом стихе из Евангелия говорится о том, как два апостола – Андрей и Петр – оставили свои труды земные, свои рыбацкие сети, которыми добывали пропитание себе и своей семье, и последовали за Христом.
В наши дни в социальных сетях ходит такая шутка: та же самая фраза из Святого Писания, только на фоне включенного монитора, на котором светится страничка пользователя. И вот, этот пример многолетней давности уже говорит не о том, чтобы оставить сети, которыми ты ловишь, но освободиться от сетей, которые поймали тебя самого.
Интернет можно перевести с английского как «сеть, которая между», которая находится между человеком и реальностью, является посредником между ними, одновременно соединяет и разделяет людей друг с другом и с миром. Интернет – это всемирная информационная сеть, для которой основой служат разные источники: от многочисленных библиотек и газет, до авторитетных научно-исследовательских центров и университетов. Несмотря на то, что в интернете можно встретить и недостоверные сведения, он остается основным источником информации для миллиардов пользователей. Вместе с тем интернет представляет собой уникальное сверхскоростное средство связи нашего времени. Это одно из величайших технологических достижений человечества, стремительно занимающее в нашей жизни все большее пространство. Интернет не имеет аналогов среди изобретений человека, его многочисленные возможности способствовали быстрому проникновению в личную и общественную жизнь. Без него сегодня невозможно представить нашу жизнь.
Благодаря Интернету сегодня возник целый новый мир, новая реальность – реальность виртуальная, в которой человек мыслит, чувствует, страдает, радуется, живет. И эта виртуальная жизнь для человека зачастую выглядит намного интереснее, увлекательнее, чем жизнь в реальном мире. Виртуальная реальность зачастую заслоняет и подменяет собой реальность объективную.
Стив Джобс как-то сказал, что компьютер является своеобразным велосипедом для человека. Потому что велосипед, человеческое изобретение, дает человеку сразу те преимущества, что он больше пользуется своими возможностями: преодолевает гораздо большие расстояния, затрачивая меньшие количества энергии. Джобс полагал, что компьютер как раз должен стать таким велосипедом для человеческого мозга. А что из этого вышло? Вышло, что не человек оседлал компьютер, чтобы увеличить свои возможности, а компьютер оседлал человека, диктуя ему свою волю, предлагая бесконечные развлечения.
«Мы живем в такую эпоху, когда за наше внимание, за наше время борются могущественные силы, точно констатирует архимандрит Симеон (Томачинский) И одним из главных полей битвы становится именно интернет».
Интернет, несмотря на все величие этого изобретения, несет обществу множество проблем, одной из которых является его влияние на психику человека. До сих пор учёные-психологи не могут до конца выяснить влияние виртуального мира на нашу психику.
С новым изобретением человека появилось и новое направление в психологии – «виртуальная психология». Оно изучает взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредовано электронными носителями информации. Предметом виртуальной психологии является система «человек виртуальная реальность».
Современная психология выделяет два основных негативных аспекта воздействия сети Интернет на развитие и психику человека:
1. Раздвоение человека на «я-виртуальное» и «я-реальное» (дихотомия).
Это раздвоение ведет к утрате приспособляемости к условиям социальной среды, неадекватному восприятию себя и окружающего мира, диссонансу. Раздвоение, или, говоря языком психологии, шизофрения личности приводит к психическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии.
2. Формирование зависимости.
Всё больше людей находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в нем достаточным для самоутверждения и простого существования. «Жизнь» в виртуальном мире позволяет расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для такого пользователя реальный мир неинтересен и полон опасностей, а в виртуальном – наоборот: все возможно и все дозволено.
Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он утверждал, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Также Голдберг характеризовал Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».
Кимберли Янг (профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде) называет предвестниками интернет-зависимости:
— навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
— предвкушение следующего сеанса онлайн;
— жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
— жалобы окружающих на то, что человек тратит всё больше денег на Интернет.
После опубликования этих тезисов в 1996 году, некоторые пункты утратили свою актуальность. Например, первый пункт трансформировался в навязчивое стремление быть в социальных сетях. О последнем можно и не упоминать, имея ввиду удешевление интернет-тарифов и безлимитный интернет-трафик.
В настоящее время всё больше людей начинают зависеть от интернета, ведь он стал неотъемлемой частью их жизни, люди буквально привязаны к своим электронным ящикам, аккаунтам, сетям, где можно найти ответы на все вопросы: от политических новостей до кулинарных рецептов.
Наиболее опасным феноменом является подверженность детей такого рода зависимости. Детство – это важнейший период в жизни человека, когда он формируется как личность путем возрастания и воспитания в семье, обществе, путем активного общения и деятельности, достижения поставленных жизненных задач, разрешения возникающих трудностей и проблем, обучения делать правильный выбор и нести за него ответственность. Вместо этого ребенок попадает в сети виртуальной реальности, которая несет угрозу подмены реальности настоящей.
Психолог Катерина Демина в своих размышлениях идет дальше: «Одна из основных задач первых лет жизни ребенка – формирование привязанности, близких отношений, доверия к миру. Это уже настолько штамп, что и упоминать-то неловко. Но мало кто говорит и пишет о том, что для формирования этого самого базового доверия у младенца мать сама должна быть «в порядке», ощущать безопасность и принятие, чувствовать себя объектом заботы и любви. Тогда ей будет, что давать своим детям.
Если у мамы самой нет опыта пристального внимания к своему внутреннему миру, достаточной заботы, принятия со стороны родителей, ей будет сложно выдерживать монотонную рутину ухода за малышом, она начнет сбегать во взрослый мир, где не надо не о ком заботиться и можно немножко побыть наедине с собой.
Я много раз писала, как формируется эта зависимость: она начинается очень-очень рано. Сейчас я иногда вижу даже восьмимесячных детей с гаджетами. То есть, как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, ему вручается какая-нибудь балалайка, чтобы он не мешал. А это колоссальное нарушение всех эволюционных и биологических программ. И оно приводит к очень тяжелым последствиям.
Гаджет дается ребенку, чтобы он не мешал маме заниматься своими делами. Причем, как мы видим, он мешает не приготовлению обеда, мытью полов, не разбору стиральной или посудомоечной машины. Чаще всего он мешает маме самой погрузиться в интернет. Или маме самой хочется пообщаться с кем-то «в реале», но в этих случаях ребенок обычно не так мешает. Тогда, чтобы ребёнок не мешал, его отдают папе».
«Очень большая разница, – пишет тот же психолог, один ребенок поиграл даже продолжительное время и пошел заниматься своими делами. Другая история, когда ребенок весь день ждет, когда ему можно будет поиграть. Он испытывает сильные страдания, когда время игры заканчивается: рыдает, бьётся, требует продолжения, а в возрасте девяти-десяти лет ещё и угрожает покончить с собой, если ему немедленно не вернут компьютер. И всё остальное время он сидит и ждет, то есть не занимается какой-то своей детской продуктивной деятельностью.
Все эти симптомы – не просто повод бить тревогу, это всё, ребята, вы проехали уже все запрещающие сигналы и уже летите в пропасть. То есть сигналы были раньше».
По данным психологов, стремление к виртуальной «новой реальности», ощущение острой необходимости быть в ней постоянно может вызываться такими причинами:
— недостаток живого человеческого общения;
— недостаток квалифицированного общения;
— разочарование в реальном мире (предпочтение правил, норм, предписаний «новой реальности», а не реального мира);
— невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни;
— проблема свободного времени.
Зависимость от интернета с каждым годом нарастает в геометрической прогрессии. Например, в Китае для борьбы с этим недугом правительство открыло восемь специализированных диспансеров для лечения интернет-зависимости. Обязательным условием успешного лечения было и остается осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего интернет-зависимостью.
Психологическая помощь в лечении от сетевого недуга направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умение справляться с трудностями, воспитание волевых качеств, повышение самооценки, формирование новых жизненных увлечений.
«Детей с компьютерными зависимостями необходимо научить получать удовольствие от чего-то ещё и вообще жить, не только пялясь в экран, – утверждает Катерина Демина. — Следите за собой! Потому что вы можете язык стереть до тряпочки наставлениями, но, если ребенок постоянно видит вас с планшетом на диване в соцсетях и больше никак, именно такое поведение вы задаете ему как норму жизни. Основная же идея в том, что вы должны до пубертата успеть научить ребёнка всем вариантам социального поведения. То есть, он должен знать, что, помимо интернета, есть что-то ещё. Личное общение, увлечения, разные формы активности и – большими-большими буквами – РАБОТА! Что работа занимает очень большую часть жизни. И это – не каторга, куда я хожу, где «все козлы, а начальник – дурак». Что это – дело моей жизни, то, чем мне нравится заниматься, то, чему я посвящаю своё время. И именно такое понимание – гиперважно».
На сегодняшний день самыми распространёнными методами лечения интернет-зависимости являются:
1. «Клин клином» — насыщение виртуальным общением, и, как следствие, охлаждение, потеря азарта, потеря смысла нахождения в онлайновом режиме (исчезновение виртуальных отношений с конкретными людьми, усталость от слишком поверхностного и нереального общения, разочарование в правомерности и справедливости виртуальных правил, установок, отношений и проч.).
2. Насильное отчуждение («экскоммуникация») от интернета, появление новых приоритетов в реальной жизни.
По мнению Катерины Деминой, «есть один очень короткий период, когда соцсети действительно спасительны – это подростковый возраст в его депрессивной фазе. По возрасту она у всех наступает по-разному, это зависит от гормонального фона; в среднем, не раньше двенадцати лет у девочек, а у мальчиков, обычно ближе к четырнадцати-пятнадцати. Есть такой момент, когда ребенка накрывают гормоны, и это сильно истощает энергетические ресурсы. Самый верный признак этого периода – сверхбурный рост, когда все ресурсы организма идут на перестройку. Тогда нет сил выходить на улицу и как-то общаться. Это – единственный момент, когда общение действительно может происходить в сети. При этом, у девочек вообще вероятность интернет-зависимости по сравнению с мальчиками ниже раз в десять.
По видимости, покрывая дефицит общения в реальном мире, социальные сети в итоге такой дефицит и создают. В этом состоит вопиющий парадокс интернет-общения. «Ребенок, получая общение через сеть, не очень-то хочет участвовать в обычной жизни, – пишет Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник». —  К сожалению, проблема информационного шума в интернет-пространстве очень велика: человек много просматривает, на многое отвечает, причем, по большому счету, на совершенно ему не нужное. Пустая информация отнимает время. И этот шум подчас перекрывает ту полезную информацию и то полезное общение, которое может быть».
В интернете почти всегда задействованы эмоции, хотя общение и происходит заочно. Даже пассивное чтение чужих комментариев и текстов – это тоже общение, выслушивание. В совокупности – слишком интенсивное.
Многие пользователи Сети испытывают чувство азарта. Желание скачать больше интересной информации, завести ещё больше друзей приводит к потере разумной границы между здоровым интересом и патологической зависимостью.
Для определенного же типа людей сеть является источником депрессии. Это интроверты – углубленные в себя мечтатели и фантазеры. Они слабо интересуются внешней действительностью, они поглощены своей внутренней жизнью, не желают быть как все и потому противопоставляют себя социуму. Больше всего в сети интроверты ценят анонимность и личную изолированность. Одиночество же часто ведет к суицидальным настроениям. Частые депрессии могут привести к самоубийству. Так, за последние годы в Японии участились случаи групповых суицидов через интернет. По официальным данным министерства здравоохранения Японии, число таких молодых людей уже превысило 500 тыс. человек и с каждым годом продолжает увеличиваться.
Для борьбы с суицидальными и другими угрожающими психическому и физическому здоровью сайтами в России и ряде европейских стран (Англия, Франция, Германия, Швеция и др.) созданы Фонды Развития Интернета, которые разрабатывают программы безопасного интернета.
Еще один немаловажный момент интернета, который вызывает серьезную обеспокоенность, – это анонимность. Возможность быть неузнанным, говорить все, что вздумается, может изменить личность не только ребенка, но и взрослого. Это создает чрезвычайно сильное искушение, подталкивающее человека ко лжи, бесстыдству, безответственности за свои слова и дела.
Хотелось бы, чтобы наши дети выросли искренними, открытыми людьми, которые не прячутся от собеседника и готовы нести ответственность за свои слова и поступки. В конечном итоге это будет способствовать воспитанию в них честности, чувства ответственности и долга и перед Богом.
«Неправильное использование интернета и киберпространства может нанести вред нашей способности любить, — объясняет протоиерей Василий Фермос. — Это может произойти, если человек с помощью интернета получит доступ к таким материалам, что забудет о любви. Как, например, порнография, потребительство — там человек теряет свою способность любить, потому что вращается только вокруг себя, и получает удовольствие только от того, что делает. А удовольствие — это гораздо более низкий уровень, чем любовь. Удовольствие само по себе не плохо, но когда человек вращается около него, он постепенно забывает подняться на более высокий уровень, подняться в любви, и находится всегда, вращается вокруг удовольствия, думая, что это радость. Радость связана исключительно с любовью… Любовь исчезает, когда человек сосредотачивается на виртуальном мире, предпочитая не тратить время и энергию на то, чтобы общаться с людьми в реальности».
Разрушительные последствия частого нахождения в виртуальном мире находятся не только в сфере психологии, но и медицины. Уже общеизвестно, что большое количество времени, проведенное за монитором компьютера, приводит к чрезмерным зрительным нагрузкам и, как результат, к развитию близорукости у детей. Также наблюдаются проблемы, связанные с пищеварением, головные боли, нарушается концентрация внимания.
Кроме того необходимо помнить, что интернет сегодня зачастую становится ловушкой для неокрепших, несформировавшихся душ и умов. Им умело и коварно пользуются экстремисты, атеисты, развратники, преступники всех мастей. Поэтому нужно контролировать доступ детей в интернет, следить за тем, какими электронными ресурсами они пользуются, в каких соцсетях «сидят». К сожалению, сегодня наши дети, как и общество в целом, – это мишени всевозможных кибератак, легкая добыча для информационных киллеров и охотников за головами, для которых нет ничего святого, ничего недозволенного. Дети в силу своей психологической и интеллектуальной незрелости еще не могут им эффективно противостоять. Информационная безопасность наших детей зависит от нас, взрослых, родителей, близких, учителей, священников… Только мы можем их уберечь, защитить и спасти. Не только можем, но и обязаны это сделать. Иначе наше общество, наш народ, нашу страну ожидают деградация и гибель.
Зачастую, когда видишь человека с компьютерной мышкой в правой руке и пустым лицом, уткнувшимся в монитор, поневоле возникает ассоциация с той печатью на правую руку и чело, о которой говорится в Откровении Иоанна Богослова. «Лишь один клик порой отделяет нас от тяжелейшего греха, который порабощает нашу волю дьяволу, – размышляет архимандрит Симеон, призывая нас научиться интернет-воздержанию. – Воздержание означает разумное, творческое, созидательное отношение к интернету. К правилам по технике интернет-безопасности нужно приобщать с раннего детства, как к осторожности с горячим утюгом, электрическим током в розетках. Эти правила должны преподаваться в школах, углубленно изучаться в университетах, быть на передней панели компьютера.
Конечно, интернет – это инструмент, который может быть использован как во зло, так и во благо. При правильном разумном использовании он способствует как образовательному, так и интеллектуальному развитию человека. Например, существуют разнообразные сайты для родителей, которые содержат ценный материал для воспитания и обучения детей (развивающие онлайн игры, интерактивные учебники, уроки рисования, английского языка и т.д.) Однако развивающие ресурсы интерната необходимо использовать совместно с ребенком, поясняя ему живой речью те или иные причинно-следственные связи, комментируя картинку.
Если мы хотим быть свободными, желаем, чтобы компьютер служил человеку, а не человек компьютеру, стремимся к подвигу творческого, созидательного труда, а не к бесплодному убиванию времени, то интернет-воздержание должно стать для нас новой христианской заповедью.

Будем помнить слова апостола язычников Павла: Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6:20).

Екатерина Ранинен, Тарас Борозенец

24.03.2016