Заповеди блаженств (макаризмы, от греч. Μακάριος — счастливый, блаженный) наиболее полно изложены в Евангелии от Матфея (Мф. 5:3 – 12), а в сокращенном виде – в Евангелии от Луки (Лк. 6:20 – 23).
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Они находятся в самом начале Нагорной проповеди Спасителя, являясь для неё смысловым истоком и сердцевиной. Сама же Нагорная проповедь является основой всего евангельского нравственного учения Господа.
Заповеди блаженств занимают такое же центральное место в Новом Завете, какое занимают десять заповедей пророка Моисея в Завете Ветхом (Декалог или Десятословие) (Исх. 20:2 – 17).
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Девять заповедей блаженств Христа являются дополнением и исполнением десяти заповедей Моисея. Блаженства и Десятословие соотносятся так же, как соотносятся между собой Ветхий и Новый Заветы: как обетование (пророчество) и исполнение, прообраз и первообраз, путь и цель. Блж. Августин говорил, что «Новый завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается». Это в полной мере относится и к сердцевинам нравственного учения двух Священных Заветов – краеугольным заповедям. Блаженства Спасителя таинственно скрываются в заповедях Моисея, которые в свою очередь находят своё исполнение, полное раскрытие в заповедях блаженств.
Как между прообразом и первообразом между ними есть как различия, так и сходство.
Ветхозаветные заповеди в целом имеют отрицательный характер, поскольку выражаются в форме запретов определенных грехов. Новозаветные же имеют ярко выраженный позитивный характер, поскольку указывают на положительную цель христианской жизни (блаженство), положительные духовные свойства и добродетели, которые к этой цели приводят.
Если декалог Моисея требует от человека веровать в единого Бога и придерживаться основанной на этой вере традиционной человеческой нравственности, воздерживаться от зла, то блаженства Христовы раскрывают предельное духовно-нравственное совершенство, которое человек призван воплотить в своей жизни с помощью Божией. Нравственность Ветхого Завета направлена на то, чтобы мир не стал адом; нравственность Нового – чтобы мир стал Раем через твоё личное обращение ко Христу и Его принятие в своё сердце. Макаризмы и всё нравоучение Христа есть свидетельство того, что Царство Небесное уже здесь на земле, внутри каждого уверовавшего и обратившегося ко Господу.
В Десятословии, как и всём Ветхом Завете, мы не находим разработанного учения о блаженной загробной жизни праведных, там нет обетований вечных благ, которые должны последовать за исполнением человеком Божьих заповедей. Декалог сосредоточен на земной человеческой жизни и воздаяние от Господа за свои свершения он получает именно в этой жизни. Участь всех умерших незавидна. Всё души ждёт шеол (в переводе «яма», «могила», «преисподня»), где они находятся до суда Божия.
Макаризмы, напротив, всецело сосредоточены на Царствии Небесном. Новозаветные блаженства – это блаженства не земного благополучия, но вечного Царствия Божия, которое начинается уже здесь, в сердце человека. Ещё, будучи здесь, на земле, верующий праведник уже живёт там, в Царстве Небесном, уже зрит Бога, непрестанно радуется и веселится, уже насыщается Божьей правдой. Он – ещё в мире, но уже не от мира.
Блаженства свидетельствуют о победе Христа над адом и смертью, об освобождении праведных душ из преисподней темницы. Ведь, Спаситель разрушил козни диавола, восторжествовал над грехом, тлением и смертью. После Своей смерти на Кресте Его человеческая душа вместе с Его божеством сошла во ад, где пребывала до Своего воссоединения с телом в воскресении; Христос разрушил врата адовы, вывел оттуда вместе с Собой души всех ожидавших Его усопших праведников (см. Деян. 2:30-31; 1Пет. 3:18-19). Так исполнились ветхозаветные пророчества:
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14)
Ветхозаветный декалог разделяется на две скрижали, которые соотносятся с двумя главнейшими заповедями – любовью к Богу и любовью к ближнему – конкретизируют и раскрывают их. На две части, соотносящимися с двумя ключевыми заповедями, можно разделить и заповеди блаженств, хотя они и размещаются вперемешку. К заповеди любви к Богу относятся блаженства 1, 2, 4, 6. Любовь к ближнему раскрывается в блаженствах 3, 5, 7, 8, 9.
Также их можно разделить на внутренние и внешние, которые в свою очередь можно разделить на активные и пассивные. Внутренние (1-6) касаются преображения внутреннего мира человека, его сокровенной духовной жизни; внешние активные (5, 7) — отношений с ближними; внешние пассивные (8-9) предупреждают о трагических последствиях праведной жизни, о реакции на неё со стороны лежащего во зле мира.
Первые служат основанием для вторых и третьих, которые являются выражением и воплощением первых. Христианская жизнь разворачивается изнутри во вне, из внутреннего человека к внешнему, из сердца в душу, из души во внешний телесный мир. Наши отношения с внешним миром состоят из того, как мы на него воздействуем, и того, как он воздействует на нас.
В отличие от заповедей Десятословия каждая из заповедей блаженств имеет четкую троичную структуру и состоит из обозначения единого духовного опытного состояния верующего (блаженства) в начале, определённой добродетели в середине и её плода, результата в конце.
Из блаженства проистекает добродетель, которая приводит к Божьей награде. Под блаженством следует понимать облагодатствование духа и души, приобщение человека благодати Божией, которая даёт человеку силы вести добродетельный образ жизни и сподобиться в итоге Царства Небесного. В триединой структуре макаризмов выражается универсальный синергетический способ христианской жизни. Благодатное блаженство даруется от Бога. Добродетель формируется, главным образом, от человеческих усилий. Царство Божье достигается благодаря их взаимодействию.
Иерей Тарасий Борозенец