Берендеева С. П.
Отдел хранения основного фонда
Читая Достоевского. Эссе
Как-то в одной из бесед со священником я ему призналась в том, что творчество Ф. М. Достоевского для меня сложно…
– Прочитайте «Мальчик у Христа на ёлке» – усмехнувшись, сказал мне Батюшка. Прошло некоторое время, и я прочла…
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Все мы любим Новый год и Рождество. Это одни из самых любимых праздников и все мы ждём в эти дни чуда….
Рассказ состоит из двух частей. Первая часть «Мальчик с ручкой» является своего рода «предисловием», где автор показывает жизнь нищих и обездоленных детей, которые живут в подвалах с родителями-алкоголиками, просят милостыню, пьют водку, воруют и по мере взросления становятся преступниками.
Автор пишет: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую ёлку я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчика, никак более лет семи»...
Во второй части «Мальчик у Христа на ёлке», Достоевский с любовью, сочувствием и нежностью рассказывает о главном герое. «… был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром…» «…ему хотелось кушать». Где живёт этот мальчик? «…в подвале… в сыром и холодном подвале… нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой… темнота, огня не зажигали… очень холодно».
У безымянного мальчика, живущего в холодном подвале, в ночь под Рождество умерла мать. Не найдя даже корочки хлеба, ребёнок идёт на улицу, которая ослепляет его праздничной сутолокой, шумом и светом. В окнах домов и витрин он видит рождественские гуляния, наряженные ёлки, красивых и весёлых детей, забавных куколок. «Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, - мечтает мальчик, - и так больно стало вдруг пальчикам...». Мальчик никому не нужен... «Мимо прошёл блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика…».
Повествование ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют ощутить боль и страдания героя. Читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним. Например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеётся, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше. ‹…› Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручку дует». В одном из окон домов мальчик видит большую красивую ёлку и детей, нарядных, смеющихся, веселящихся... Но им тоже нет дела до мальчика... Чувства восхищения и радости были в его груди. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. У него возникает естественное желание войти внутрь. Когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела по ступенькам».
Достоевский обращает внимание читателя на это для того, чтобы показать, что у мальчика замерзли ручки, и он не мог сжать пальчики.
«…. И вдруг опять диво. Стоят люди толпою и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые, в красные и зеленные платьица и совсем-совсем как живые!» «… И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, - вдруг рассмеялся». Вдруг ему почудилось, что кто-то его схватил за халатик: «...большой, злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил, и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает, куда в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не отыщут, да и темно». В страхе он прячется в подворотне, и замерзая, слышит голос, зовущий туда, где тепло и светло.
Вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама. «Мама, я сплю, ах как тут спать хорошо!» И опять слышит тихий голос, зовущий его на ёлку. Он подумал, что это мама, но это была не она. Кто же его позвал - он не видел, но кто-то нагнулся над ним и обнял. Мальчик протянул ему руку и увидел яркий свет, чудесную ёлку. Всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки. Только это были не куколки, а мальчики и девочки. Все такие светлые, кружатся около него, летают, все его целуют, и видит он, как смотрит радостно на него мама и смеётся. Он спрашивает их «Кто вы мальчики?», «кто вы девочки?».
И отвечают ему дети, что это «Христова ёлка». Он попадает на Христову ёлку, устроенную для детей-ангелов, умерших от голода, нищеты и болезней и все они здесь, все теперь как ангелы, все у Христа, а он сам посреди них, благословляет их и их грешных матерей. Там все счастливы и любят друг друга.
А наутро во дворе за поленницей дров дворники нашли маленькое тельце умершего мальчика.
Автор рассказа показывает нам контраст жизни общества. Великолепные ёлки, горы сладостей, красочные витрины и маленького оборвыша замерзающего на улице. В рождественские дни на Руси принято помогать сочувствуя. Однако никто не проявил сострадания к маленькому человечку
В смерти ребенка от голода и холода виновны старуха в подвале, и полицейский, продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил его и сорвал картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный, так как на елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.
Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, и что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).
Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на ёлке // Святочные истории [Текст] : рассказы и стихотворения русских писателей / [сост., авт. примеч. С. Ф. Дмитриенко ; худож. Ю. Ф. Алексеева]. - Москва : Русская книга, 1992. – С. 114-118.