«Честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет,
но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри,
и не оставляет нас охлаждаться в нерадении,
но делает нас более горячими в Духе».
Святитель Кирилл Александрийский
Причастие – это Таинство, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы.
Важность этого Таинства мы наблюдаем и в строчках Священного Писания: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53-57).
Наша земная жизнь порой безмятежно по отношению к душе проходит. Как правило, мы стараемся приобщаться Святых Христовых Таинств исключительно по праздникам, при этом забывая важность причастия в личной духовной жизни.
Преподобный Максим Египетский говорит: «Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь».
Причастие делает нас чище и соединяет с Творцом. «Плоть – достославная, достопоклоняемая – оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях», – говорит преподобный Нил Синайский. Поэтому каждый православный христианин должен как можно чаще причащаться. Святитель Феофан Затворник утверждает: «Замечу здесь, что плодов от Святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего Таинства утешительные».
Но важно помнить, что не всегда частое причастие помогает нам в духовном развитии, и не всегда человек после причастия испытывает духовную радость. Причина одна – человек недостаточно подготовлен к этому Таинству. И молитва, читаемая перед причастием, гласит: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».
Яркий пример, когда причастие нам вменяется в осуждение – Иуда Искариотский. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Некогда Иуда-предатель, недостойно приняв Хлеб от Христа, съел его как часть обыкновенного хлеба. И потому сатана вошел в него тотчас и сделал его бесстыдным предателем Христа-учителя (своего), воспользовавшись им, как слугою и рабом, и исполнителем своей воли. Так случается по неведению с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к Божественным Тайнам». И апостол Павел говорит: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29).
Поэтому, собственно говоря, и существует Таинство исповеди, дабы человек, оплакивая свои грехи, смог бы приступить к Таинству причастия. И здесь важно отметить роль священника, который поистине должен руководствовать в духовной жизни вверенного ему духовного чада, помогая ему на пути к спасению.
Частое причастие Святых Христовых Таин дает достойные плоды на пути к спасению только в том случае, если человек стремится поменять свою жизнь, руководствуясь советами духовника, и подготовлено приступает к Святой Чаше.
«Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного», – говорит святитель Иоанн Златоуст. И мы видим, что если человек будет действительно подготовлено приступать к Дарам и при этом стремиться сохранить то чувство, которое он принял после причастия, только в этом случае частое причастие будет необходимо.