Автор: О. М. Санталова
В минувшее воскресенье начались подготовительные недели к Великому посту. В евангельском чтении этого дня читается короткий отрывок о мытаре и фарисее, на котором Церковь учит нас молитве и покаянию.
Это зачало не так легко, как может поначалу показаться. Мы часто слышим за богослужением, что надо не забывать благодарить Бога. Вот и фарисей говорит: «Благодарю тебя, Господи…». И перечисляет то, что мы стремимся исполнять: благотворить, поститься, исполнять заповеди Божии, вообще жить праведно. Почему же его благодарение названо в каноне преподобного Андрея Критского, который будут читать в храмах в первую неделю Великого поста, «безумными глаголами»? Наверное, потому, что в благодарственной молитве не должно быть места самопревозношению и осуждению.
Да, мытарю было в чем каяться, потому он и не смел даже глаз поднять. И каждому из нас есть в чем каяться: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Разве можем сказать, что мы безукоризненны с близкими в семье, на работе, в других житейских ипостасях? При том, что мы можем укорить себя только в том, что сами считаем неправильным в своих действиях. Но есть еще и последствия наших поступков, слов, о которых мы можем не ведать. Чиновник принял вроде бы правильное решение, а оно может иметь и негативные последствия в каких-то ситуациях.
На прошедших на прошлой неделе парламентских встречах в рамках Рождественских чтений Его Святейшество Патриарх Кирилл говорил о необходимости иметь нравственное основание в законодательной и всякой иной государственной, общественной деятельности. На любви к Богу и ближним зиждется весь закон Божий, как сказано в Евангелии. И это является самой надежной гарантией того, что всякая деятельность, имеющая такое основание, будет социально ориентированной, без тени коррупции и прочих управленческих дефектов.