Идет осенний призыв. Сегодня среди призывников так называемых уклонистов не много. Конечно, год службы – это не 25 и даже не 2. И все же служить в армии стало если не престижно, то по меньшей мере делом мужской чести. И тем важнее, каким будет этот год для наших сыновей, какой будет наша армия.
Сто лет назад российская армия, деморализованная большевистской агитацией, повернула оружие против своих соотечественников. Первая мировая завершилась Брестским миром и обернулась Гражданской войной. Белое движение, одним из своих лозунгов провозгласившее спасение монархии, в 1918 году, двинувшись было на Екатеринбург для вызволения Царской Семьи, прельстилось золотом империи. За свое лукавство Белая гвардия расплатилась небытием.
В этот воскресный день, 22 октября, в церковном календаре – память одного из новомучеников Российских, священномученика Константина Сухова. Отец Константин служил в уездном городе Самарской губернии (ныне Оренбургской области). Свято-Вознесенский собор стоял в самом центре Бугуруслана. Как рассказывают потомки очевидцев, батюшка не противился новой власти, убеждая прихожан, что все произошло по воле Божией. Однако следуя пастырскому долгу, он продолжал поминать за богослужениями Царскую Семью, что было запрещено большевиками, совершал крестные ходы, а это также не приветствовалось.
В 1918 году Бугуруслан несколько раз оказывался то под властью красных, то их вытесняли белые. Осенью белые окончательно были вытеснены. Свидетельством тому – названия улиц победителей – Фрунзе, Гая, на домах которых еще недавно были мемориальные доски с указанием места расположения командования. Это совсем недалеко от собора.
В тот день в соборе батюшка служил литургию. Ворвавшиеся с оружием в руках красноармейцы (наверное, крещеные) потребовали священника на выход. Отец Константин снял богослужебные облачения и, благословив паству и своих палачей, под дулами ружей вышел из храма. Его повели к берегу реки Кинель, чуть ниже женского монастыря, где и расстреляли.
По обе стороны баррикад оказались вчерашние однополчане, соотечественники, порой земляки и даже родственники. Да, когда без Бога, тогда все можно – и против царя, и против священника, отца и брата. Не зря же большевики уже с 1917 года начали убивать священников, закрывать и взрывать храмы, монастыри. Одним из первых распоряжений новой власти стало отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Вот так – Бога нет, а в храмах – клубы, чтобы жить становилось все веселее. Детям же в школе объясняли, что все мы – родственники обезьяны, что жизнь во Вселенной появилась в результате взрыва. Конечно, жаль, что несколько поколений всерьез изучало эту ахинею. С другой стороны, это научило нас критично относиться к тому, что тебе пытаются внушить.
…Свято-Вознесенский храм в Бугуруслане был разрушен, даже место закатали в асфальт. Там стояли трибуны, с которых во время демонстраций местное руководство помахивало ручкой трудящимся. Но Бог поругаем не бывает. На месте собора построили часовню, а в местных храмах есть иконы священномученика Константина, на которых он в священническом облачении благословляет паству. И вновь говорит нам: все кризисы, нестроения происходят по воле Божией, для нашего вразумления. От человека же во все времена, во всех обстоятельствах и званиях требуется всегда одно – исполнение заповедей Божиих. Или, как говорит Христос, возлюби Бога и ближнего своего. На этом основывается весь Закон Божий и нравственность – личная и общенародная.
Автор: Олга Михайловна Санталова