Благовещение радости и надежды

Иерей Леонид Бартков

председатель отдела  социального  служения и благотворительности Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

Вот, воззвание ныне явилось нам:

сверх разумения Бог человеку соединяется,

Архангела гласом обман отгоняется:

Дева радость приемлет,

и земное становится Небом,

разрешается мир от проклятия древнего.

Творение да радуется,

и воспоёт на всякий глас:

Творец и Избавитель наш, Господи, слава Тебе.

Стихира праздника.

 

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является одним из таинственных и в то же время таких радостных двунадесятых праздников. Поистине это событие, Благовещение Архангелом Гавриилом того, что Мария, будучи Девой, зачнет и родит Сына, Который будет не просто Сын, а Сам Господь, является для нас началом нашего спасения.

Благовещение – это урок веры, смирения и любви, которые являются триединым условием мира и новой жизни с Богом Живым.

В этот день ещё раз приходит на ум Библейское повествование об Иакове сыне Исаака, который видит во сне лестницу, основание которой покоится на земле, а вершина достигает неба; по ней всходят и нисходят ангелы (см. Быт. 28:10‑22).

Этой лестницей и явилась Пречистая Богородица, ибо она не просто вместила Невместимого, но и стала проводницей Спасителя мира, воплощение Которого стало поистине проявлением безмерной Божественной любви и неиссякаемой заботы о каждом человеке.

Примечательно и то, что Господь не довлеет над выбором Богородицы. Только со словами Пречистой: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» Слово становится плотью. «Бог-Слово ради нас во всем уподобился нам, кроме греха. Прилично же тем, кои одарены разумом, знать сие разумно, возревновав о том, чтоб самым делом стать свободным от грехов силою пришествия Господа к нам» ‑ пишет преподобный Антоний Великий.

Благовещение должно нам служить примером того, что лишь кротость, смирение и чистота позволяет вместить в своем сердце Самого Господа. Все доброе, что в нас есть, действует только потому, что мы смогли открыться и впустить Господа в своё сердце. Если же в нашей жизни господствует грех, то мы закрываем себя от Его благодати, сами не даем Ему исцелить, обновить и преобразить нас.

Замечательную мысль о Боговоплощении высказывает святитель Игнатий Брянчанинов: «Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной, святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама».

Постараемся взглянуть на Благовещение с трех точек зрения: с Божественной, от лица Девы Марии и своей собственной, чтобы лучше понять, что мы должны праздновать в этот день.

Во-первых, поражаешься вежливости и смирению Всемогущего Бога, просящего человека о сотрудничестве; во-вторых, нерастраченной детской вере и дерзновению Пречистой Девы, не побоявшейся принять на Себя величайшую ответственность – стать Матерью Божией.

Смотря на эти поразительные события, каждый должен спросить себя: насколько я честен с Богом, тихо стучащимся в мое сердце? Люблю ли я Бога? Доверяю ли Ему? Не боюсь ли Его?

От каждого человека Бог хочет услышать искренние слова «Се, раба или раб Господень, да будет мне по слову Твоему»; хочет, чтобы мы приняли Его в себя, стали Его храмами, последовали за Ним по пути ведущему от личного благовещения через преображение и распятие к воскресению.

У Бога нет времени. Это на Земле в один день Рождество, в другой – Преображение, в третий ‑ Пасха. В действительности же, Пасха – это сверхвременное событие, она реальна в каждый день года. Также и Благовещение – ежедневный стук в двери нашего сердца.

Откроем ли мы Ему?!