«Кто обладает терпением, может достичь всего»
Франсуа Рабле.
Вся жизнь наша проходит в суете современного мира. Он нас настолько поглощает, что мы становимся рабами греха, но человек свободен в своем выборе и, главное, чтобы выбор наш совпадал с волей Божьей. Идя по жизни, мы много совершаем ошибок, посредством которых мы порой меняем и своё мировоззрение. Немаловажным в избрании правильного выбора является терпение, посредством которого разум интуитивно соединяется с волей Божьей.
«Добродетель терпения так возвышена над делами Божиими, что без него никто не может исполнить какой-либо заповеди, никто не в силах совершить какое-либо дело угодное Богу» - пишет Тертуллиан. Действительно, человек, который не может терпеть наполняет разум свой помыслами, которые мешают ему здраво рассуждать и эти помыслы ещё более усугубляют нетерпение к окружающим и тем самым очерняют сердце ненавистью и недоброжелательством. Человек – это особенное существо, это особый мир, очень богатый и сравнимый с целой Вселенной.
И вот ему, этому миру, дана такая возможность от Бога, исходя из его качеств, талантов, воспитания, окружающей обстановки, времени, в котором он живет, места, где он родился — наиболее реализовать себя, получить наибольшую радость. И если человек идет против этой воли Божьей, то он обедняет сам себя. Вот, например, гвоздь. Можно попытаться гвоздь употреблять в пищу. Или попробовать вырастить цветочек из него какой-нибудь. Но это гвоздь — ничего не получится. Человек – это не гвоздь. У него нет только одной функции, ради которой он сделан. И человек в особых условиях может раскрыться и стать удивительно прекрасным. А в каких-то условиях он может исказить себя до неузнаваемости, превратиться во что-то мерзкое и отвратительное. Так что надо искать исполнение воли Божией.
«Ничего так не сильно, как долготерпение; такой не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе. Ты хочешь получить блаженство там - потерпи здесь ради Христа; ничто не может сравняться с этим блаженством» - пишет святитель Иоанн Златоуст. И эти слова поистине должны стимулировать наше терпение. Ведь искренне любящий христианин всей своей жизнью должен возлюбить своего Творца и ради Него должен стремиться преодолеть все трудности и нестроения, которые будут встречаться на его жизненном пути, дабы не прогневать своего Творца.
«Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит венец нетленный» - пишет преподобный Симеон Новый Богослов. Дабы укрепить свое терпение нам необходимо помнить, что оно – форма проявления нашей любви Богу и ближнему, поэтому всё чаще необходимо упражняться в любви, чтобы оправдать свои надежды в жизни вечной.
Надо укреплять свое терпение, чтобы оно не истощалось. Для этого у человека есть ещё два способа, два пути: юмор — в обращении к себе и молитва — в обращении к Богу.
Да, несомненно, лучше перенести скорбь посредством улыбки. Как гордость легко победить смирением, так и скорбь улыбкой. На самом деле улыбка должна быть не просто внешнем проявлением, а внутренней радостью, посредством которой человек находит успокоение.
Ну и, конечно, как же мы можем проявить свое терпение без упования на то, что Бог нам поможет? Поэтому, искренне надеясь на помощь Божью, мы должны ещё более усугублять своё терпение посредством молитвы к Самому Всемогущему Богу.
«Терпение есть поистине «лествица совершенства»» - пишет русский философ Иван Ильин. Поэтому, помня тот факт, что духовное совершенствование – это тот узкий путь, который ведёт в Царствие Небесное, мы должны ещё более стремиться направить себя на эту спасительную добродетель, дабы осуществить уже в этой жизни свой смысл пребывания в этом временном состоянии.