ЮГРАИНФОРМ: Ответы священнослужителей - 03.03.2014

«Прочитала, что 24 марта в Ханты-Мансийске будет отслужен молебен для беременных и желающих зачать ребенка. Скажите, в чем особенность этого молебна и в чем сила? Разве нельзя служить его регулярно, например, ежемесячно?»
Маша

Иерей Леонид Бартков

председатель отдела  социального  служения и благотворительности Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

- Здравствуйте, Мария! Особенность этого молебна заключается в том, что на нём будут собираться семьи, которые готовятся стать родителями, либо желают ими стать, но в силу каких-то трудностей не могут. А сила этого молебна в совместной молитве, объединенной общим горем, либо грядущей общей радостью. Люди, которые идут на этот молебен, понимают, что никто не может так помочь им, как Бог. На этом молебне семьи узнают, что причиной бесплодства их могут быть нераскаянные грехи. Этот молебен является альтернативой ЭКО и сурагатному материнству, против которых выступает Церковь. Мы так же видим из Священной истории, что родители Богородицы так же не имели продолжительное время детей и только вера, надежда и любовь Иоакима и Анны позволили им в преклонном возрасте родить Матерь Божью.

Хочу отметить, что данный молебен с лета 2013 года совершается ежемесячно в Знаменском храме г. Ханты-Мансийска.

«Как-то задавал вопрос о том, «все ли жители планеты Земля (живущие ныне или жившие когда-то) обладают душой (вне зависимости от вероисповедания)? Либо есть те, кто душой не наделен по тем или иным причинам?» Отвечал о. Леонид Бартков. Мол, все жители планеты Земля обладают душой без исключения. Хочу уточнить в развитие темы. Говорят ли Писание или Предание о самой природе творения души создателем? Свободен ли Бог в этом Акте? То есть, обязан ли Он наделять нового человека душой при рождении? Или может это оставить на свое усмотрение? Александр

- Уважаемый Александр! Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо обратится ещё доникейский период, в котором были введены в употребление три основных подхода к решению этого вопроса:

  1. предсуществование душ,
  2. традуционизм (передача души от родителей),
  3. креационизм (творение души из ничего)

1.       Говоря о предсуществовании душ необходимо отметить, что наиболее известной стала эта теория благодаря Оригену. Эту теорию придерживались прежде всего христианские гностики (Валентин, Сатурнин, Василид, Маркион, докеты). Эту теорию разделяли и знаменитые александрийцы ― Климент, Ориген и Пиерий, а затем ― Дидим Александрийский, Евагрий Понтийский, Синезий Киренский, Немезий Эмесский и некоторые другие церковные богословы, а также манихеи и присциллианисты. Эта теория гласит, что прежде творения видимого телесного мира Бог сотворил полноту бестелесных разумных существ ― чистых духов, или умов, часть которых по причине охлаждения их любви к Богу и свободного отпадения от Него стали душами, т. е. «охлажденными духами», нуждающимися для своего существования в различных телах.

Теория предсуществования душ очень быстро стала рассматриваться как нецерковная и еретическая, поскольку в ней искажается библейское учение о сотворении человека и воспроизводятся языческие философские идеи. Это мнение было осуждено несколькими церковными соборами: Александрийским собором 400 г., поместным Константинопольским собором 543 г. (анафематизмы которого были впоследствии присоединены к актам V Вселенского собора 553 г.)  и собором 561 г. в Браге.

2.      Традуционизм, т. е. учение о передаче души вместе с телом от родителей, также известное из философской традиции, было подробно обосновано уже Тертуллианом, который отвергал платоновский спиритуализм и придерживался стоического учения о телесности души. Механизм передачи души от родителей Тертуллиан объяснял следующим образом: у души, так же как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телесным семенем внедряется в утробу матери. Поэтому душа и тело каждого человека зачинаются, образуются, совершенствуются и рождаются одновременно, без какого-либо временного промежутка или различия в порядке. Сторонниками Тертуллиана были - свт. Евстафий Антиохийский, преп. Ефрем Сирин, преп. Макарий Великий, свт. Григорий Нисский, преп. Анастасий Синаит, Луцифер Каралитанский, Юлиан Померий и многие другие неизвестные богословы, о которых сообщают Иероним и Августин.

Преимущества теории традуционизма заключаются в том, что с ее помощью можно, во-первых, сохранить верность буквальному пониманию завершенности Божественной творческой деятельности в «седьмой день» творения (ср. Быт 2:2-3); и, во-вторых, легко обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей всем их потомкам.

К недостаткам теории традуционизма следует отнести его несовместимость с представлением о бестелесной, неделимой и неразрушимой природе человеческой души, а также принижение достоинства души как созданной по образу и подобию Божию.

3.      Третья теория ― креационизм, т.е. учение о непосредственном творении Богом каждой человеческой души, по всей вероятности, не имеющее аналогов в греческой философии, имеет чисто библейские истоки. Одним из первых теорию креационизма выдвинул свт. Ириней Лионский, согласно которому «каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие, так получает и свою душу». Наиболее ясное обоснование креационизма дал латинский апологет Лактанций, который считал, что «тело может родиться от тел, поскольку от обоих [родителей] нечто заимствуется; а душа не может [родиться] от душ, поскольку из тонкой и неосязаемой вещи ничего не может происходить… Поэтому не от родителей даются души, но от одного и того же Бога и Отца всяческих, Который один только владеет законом и способом рождения, поскольку только Он один совершает [это]»

Сторонниками креацинизма были - свт. Мефодий Олимпийский, свт. Григорий Назианзин, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Феодорит, св. Прокопий Газский, преп. Максим Исповедник, свт. Герман Константинопольский, свт. Иларий Пиктавийский, свт. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним, преп. Иоанн Кассиан, свт. Лев Великий, Геннадий Марсельский и Кассиодор.

Преимущество теории креационизма заключается прежде всего в сохранении представления о душе как бестелесной, неделимой и неразрушимой субстанции, имеющей иное по сравнению с телом высшее происхождение. Однако сторонники этой теории сталкиваются со значительными трудностями, во-первых, при согласовании его с завершенным характером творческой деятельности Бога, поскольку предположение, что Бог постоянно продолжает творить души из ничего, видимо, противоречит словам Священного Писания о том, что Бог в седьмой день почил от дел Своих (см. Быт 2:2-3). Во-вторых, еще больше затруднений вызывает объяснение механизма трансляции первородного греха, поскольку души, сотворенные из ничего, должны появляться на свет абсолютно безгрешными, подобно душе Адама.

Некоторые богословы откровенно признавались, что хотя отцы Церкви приложили немало усилий в исследовании вопроса о происхождении душ, но все равно остается до конца не ясным, передается ли душа вместе с телом от Адама или дается каждому непосредственно Богом; так что следует признать, что в этой жизни человек не в силах разрешить этого трудного вопроса.

И хочу отметить, что Бог абсолютно свободен и не зависти от Вселенной, которую Он Сам и создал, т.к. зависимость от чего-то предполагала бы, что Бог не Всемогущий, но этого быть не может.

«Скажите, пожалуйста, могу ли я узнать у вас про «отчитку»? Вы ведь знаете, что некоторые непорядочные люди, делают на других людей всякого рода порчу, привороты любовные. Мой друг в такой беде!!!! Скажите, приворот считается одержимостью, для людей, на которых были сделаны разные заговоры,проклятия и порчи, можно читать отчитку, как человеку с помощью церкви и молитвы избавится от этого, своего рода проклятия???? Какому святому молится и какую молитву читать чтобы отчиститься и не искать помощи у экстрасенсов и повитух?» Инна

иерей Дмитрий Губанищев

председатель отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

- Здравствуйте, Инна! С точки зрения Церкви порчи, любовных приворотов - в их мирском понимании - не существует. Но существуют носители зла - существа, которые добровольно отпали от Бога. Если человек, пребывает в Церкви, участвует в ее Таинствах - одним словом, живет полноценной церковной жизнью, то даже сам сатана не сможет причинить ему никакого вреда, поскольку вся жизнь верующего находится под защитой Бога. И все же, очень часто многие из нас своим образом жизни, образом поступков отказываются от Бога и Его помощи, добровольно лишаясь благодатного покрова. В таком случае демонам легко сыграть над человеком злую шутку. Однако  винить в этом следует отнюдь не «непорядочных людей», которые имеют «дурной глаз», а самого себя, отступившего от Бога, добровольно отказавшегося от Его благодатной помощи, и тем самым - предавшего свою душу в руки дьяволу.

Сглаз, порча, приворот - по своему происхождению - чисто языческие понятия. Они появились в результате развития первобытных взглядов человека на мир. Древние люди верили, что на природу можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне.

Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Уже в Ветхом Завете существовал запрет обращаться к колдунам, чародеям и гадалкам, а сами представители этих «профессий» подвергались преследованию. Однако такие жесткие меры предпринимались вовсе не потому, что в магах видели некую мистическую угрозу, а потому, что сущность языческого воззрения на оккультизм прямо противоречит учению Христову. Причем и ветхозаветной, и новозаветной.

Библейская традиция, а вслед за ней - и все христианское богословие, настаивают на том, что без воли Божьей никто и ничто ни при каких условиях не может причинить человеку никакого вреда. Человек может подвергнуться воздействию злой силы только в двух случаях – если Бог попускает это ради блага и пользы человека и молчаливое согласие и попустительство самого человека. В первом случае, человеку подаются силы и средства для перенесения таких искушений, а во втором случае необходима работа человека над самим собой.

Термином «одержимость» очень часто обозначают определенную степень влияния злых духов на человека. Действительно в Церкви существуют определенные молитвы на изгнание злых духов, но впервые такие молитвы читаются над человек в момент Крещения. Каких-то «специальных» молитв от сглаза или порчи не существует, поскольку такие молитвы не нужны верующему человеку. Когда христианин принимает Крещение, то либо он сам, либо его крестные родители (если Таинство совершается над ребенком) произносят слова отречения от сатаны и вручения себя в руки Божьи. Этого вполне достаточно, чтобы не быть во власти демонов и пребывать под кровом Господа. Чистота Крещения, если она не запятнана поздними тяжкими грехами, уже служит гарантией того, что вас не «сглазят» и не «испортят». Демоны в таком случае могут лишь соблазнять человека, предлагать ему совершить зло, но навредить напрямую - нет.

В случае с Вашим знакомым он должен решить для себя один принципиальный вопрос: в какой «системе координат» он живет? И если человек найдет в себе много общего с ценностями Христианства, то ему стоит воспользоваться и теми средствами, которые оно предлагает. А это означает только одно – свою внутреннюю духовную и церковную жизнь он должен направить в нужное русло в соответствии с божественными заповедями.

«Интересно, а смотрели ли наши батюшки трансляции Олимпиады или это считается не совсем уместным для священника делом? Там ведь азарт, эмоции, страсть…» Болельщик Василий

- Здравствуйте, Василий! Священники, как и все люди, разные, и каждый имеет собственную человеческую и гражданскую позицию. Можно было бы совершенно по-разному рассуждать о прошедших событиях Олимпиады. Можно вспомнить многочисленные высказывания святых отцов и учителей Церкви, которые с достаточной определенностью говорили о различных зрелищах и состязаниях (например, свт. Иоанн Златоуст называет самый невинный вид спортивных состязаний – скачки на ипподромах –  «нечестивым и гибельным зрелищем», или свщмч. Киприан Карфагенский, который сокрушается: «Сколько пустоты в этих состязаниях!»).

Мне кажется, среди священнослужителей были такие люди, кто искренне сопереживал и поддерживал наших спортсменов, но были и такие, кто в силу своих внутренних особенностей или внешних обстоятельств слышал о происходящем на Олимпиаде из отрывков новостей. Все-таки хочется верить, что каждый из тех, кто оказался причастным этого праздника, будь то зритель у телевизора или же участник соревнований – каждый сумел правильно по-христиански пережить это событие и что-то приобрести для своей души, сделал еще один шаг на пути к нравственному совершенству.

«В магазинах продается огромное количество книг на околоцерковную тему, но авторы многих из них серьезно отступают от догматов Церкви. Скажите, как отличить настоящую книгу от псевдо-православной? Можно ли считать «настоящей», если написано «Напечатано по благословению…»? Николай Александрович

- Здравствуйте, Николай Александрович! Спасибо Вам за вопрос. Начиная с 2010 года вся печатная, аудио- и видеопродукция, которая распространяются через церковную сеть, должна в обязательном порядке иметь соответствующие грифы Издательского совета Русской Православной Церкви. Получению таких грифов предшествует определенная процедура рецензирования. Печатная, аудио- и видеопродукция может выпускаться с благословения правящего архиерея лишь после получения положительного заключения Издательского Совета. Издание материалов по благословению викарных архиереев или архиереев, находящихся на покое, а также клириков и игумений является недопустимым. С книгами и другой продукцией, получившими соответствующие грифы, а также с книгами, не рекомендованными к распространению, Вы можете ознакомиться на официальном сайте Издательского совета Русской Православной Церкви (www.izdatsovet.ru).

«Во время путча на Майдане не раз появлялись какие-то церковнослужители, благословлявшие кровавую вакханалию. Представителями какой церкви они являлись? Возможно ли в принципе, чтобы священник подталкивал свою паству на подобные действия?» Зритель

Иерей Андрей Зотов

председатель Отдела по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)

- Здравствуйте. Со страниц истории нашего государства перед нами предстает множество примеров благословления духовенством своего народа на активное отражение внешней военной агрессии. И наиболее яркие из них это молитва преподобного Сергия Радонежского о благоверном князе Дмитрие Донском и русском воинстве перед битвой на Куликовом поле, а так же Воззвание Патриарха Сергия Страгородского в дни Великой Отечественной Войны. Однако в дни внутренних революционных волнений Церковь всегда призывала и будет призывать своих соотечественников к примирению и прекращению братоубийственной войны.

К какой «Церкви» относятся церковнослужители, благословляющие кровавую вакханалию на Майдане, можно только предполагать. Но если судить по содержанию их нервно-агрессивных речей, пронизанных ненавистью к России и русскому народу, то несложно предположить, что корни их уходят в ряды униатов, раскольников и им подобных. Можно ли священнику подталкивать  свою паству на подобные действия? Безусловно – нет!

«Дома порой скапливается изрядное количество отслуживших свой век православных календарей, растрепанных детских книжек о житиях святых, достаются от близких обветшавшие и рассыпающиеся в пыль бумажные иконки. Как следует поступить с ними, ведь выкидывать – кощунство, а как-то использовать уже не представляется возможным?» Надежда

- Пришедшие в ветхость иконы и иные предметы религиозной утвари можно принести в храм и попросить утилизировать их полагающимся для этого способом.

Источник: Интернет-газета «Югра-Информ»