Что же на самом деле является покаянием, а что таковым назвать нельзя? Отцы Церкви считают исповедание грехов «вторым крещением» или так называемым обновлением крещения. Как мы посредством таинства крещения становимся членами Православной церкви и встаем на путь, ведущий к Царству Божьему, так и благодаря исповеди человек отмывается от греха и восстает от падения. Покаяние исцеляет от греховных ран и позволяет грешнику продолжить свой путь к совершенству. К сожалению, очень немногие знают об истинной сути покаяния и о том, в чем нужно каяться прежде всего. Ведь исповедь - не юридическая процедура, освобождающая человека от чувства вины. И это не формальное перечисление провинностей, которое можно себе позволить накануне великого христианского праздника. Само слово «покаяние» означает перемену всей человеческой сущности, изменение образа мышления, духовное возрождение, смену привычного образа жизни и отрицание греха всеми чувствами и всем сердцем. Говоря иначе, нам следует всем своим существом осознать, что путь греха, которого мы придерживались до сей поры, ведет к погибели. Но для того, чтобы покаяние стало истинным, нужно совершить его на деле. Священномученик Косма Этолийский учит: «Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле». То есть пока мы не изменим стиль жизни и не удалимся от греха, исповедь будет недействительной и наше покаяние нельзя будет назвать покаянием в истинном смысле этого слова. Многие христиане с готовностью идут к своим духовным отцам, удрученные тяжестью многих проблем, в том числе и психологических. Они каются со слезами и обещают никогда более не возвращаться ко греху и полностью изменить свою жизнь. Но насколько глубоко это покаяние? Ведь исповедь не должна ограничиваться одним всплеском эмоций. Человеку нужно много времени, труда и навыков в добродетельной жизни, чтобы борьба с грехом была эффективной и происходила при содействии Божьей благодати. В таких условиях покаяние в душе человека происходит исподволь, подспудно, тайно, подобно тому как сеятель бросает в землю семя, и вот спустя много недель появляются первые ростки, а человеку неведомо, как земля производит все сама собой. Покаяние без Божьей помощи невозможно. Пребывая во тьме греховной, человек не понимает, как прекрасна жизнь в Господе, и не может почувствовать разницы между жизнью в грехе и святой жизнью Православной церкви. И только после того, как Божья благодать поселится в его сердце, он наконец сможет увидеть всю низость своих грехов и духовную несостоятельность. Луч солнца, проникая в темноту, освещает внутренность комнаты, и точно так же Божья благодать открывает нам опустошение нашей души, обнажая наши грехи и наши страсти. Поэтому святые всегда усиленно просили Господа подать им «покаяние всецелое». Ведь истинное покаяние - самый безопасный путь, ведущий к Царству Божьему.
Иерей Андрей Зотов.