ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИИ: МЕЖДУ ТРЕВОГОЙ И НАДЕЖДОЙ

Иерей Тарасий Борозенец

В эпоху стремительного развития технологий вопрос об отношении Церкви к искусственному интеллекту (ИИ) становится всё более актуальным. Что такое ИИ, с точки зрения православного мировоззрения? Есть ли официальная позиция Церкви? Какие аргументы приводят богословы и пастыри? Попробуем разобраться, опираясь на Священное Писание, святоотеческое наследие и современные церковные дискуссии.

Что такое ИИ?

Искусственный интеллект – область компьютерных наук, занимающаяся созданием машин и программ, способных имитировать человеческие когнитивные функции: обучение, решение задач, распознавание образов, обработку естественного языка.

Современные системы ИИ:

  • машинное обучение и нейронные сети;
  • генеративные модели (текстовые, графические, аудио);
  • автономные системы принятия решений;
  • робототехника с элементами «самообучения».

Ключевой вопрос: может ли ИИ обладать сознанием, волей, способностью к нравственному выбору – теми свойствами, которые в христианском богословии считаются присущими лишь человеку, сотворённому «по образу Божию» (Быт. 1, 27)? Сопоставим ли ИИ с уникальной человеческой личностью, наделённой свободой и нравственным чувством?

Официальная позиция Церкви: есть ли она?

На сегодняшний день Русская Православная Церковь не имеет единого документа, регламентирующего отношение к ИИ. Нет и общецерковного соборного решения по этому вопросу.

Однако тема затрагивается в ключевых документах.

В «Основах социальной концепции РПЦ»[1] (2000) сформулированы принципы отношения к науке и технике: технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности.

Технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности

В материалах Межсоборного присутствия и выступлениях иерархов подчёркивается необходимость этической экспертизы новых технологий[2].

Таким образом, пока официальной «догматики» по отношению к ИИ нет, однако есть чёткая система нравственных ориентиров, православная антропология и церковное понимание научно-технического прогресса. На основе всего этого православные христиане вполне могут сформировать своё мнение об ИИ.

Подходы к ИИ в современном православном дискурсе

В церковной среде можно выделить несколько подходов к проблеме ИИ, представленных разными авторитетными голосами. Эти подходы не противоречат, но дополняют друг друга.

1. Осторожный скептицизм и предупреждение о рисках

Ряд священнослужителей и духовных лидеров видят в развитии ИИ угрозу духовной жизни человека.

Патриарх Кирилл неоднократно высказывался о потенциальных угрозах, связанных с ИИ. Он подчёркивал, что предпочтение общения с машинами вместо взаимодействия с людьми может привести к деградации личности и общества, а также к размыванию границ между добром и злом, что, по его мнению, может приблизить «эру антихриста». Патриарх призывает к вдумчивому и ответственному осмыслению влияния ИИ на духовную жизнь человека. Он также отмечает:

«Церковь никогда не отвергала научно‑технический прогресс как таковой… С интересом и вниманием мы относимся к подлинным достижениям научной мысли, и всегда старались давать нравственную оценку открывающимся через научные исследования возможностям»[3].

Священник Дмитрий Трибушный считает ИИ искушением и отмечает, что погружение в цифровой мир препятствует духовной жизни. Он предупреждает о рисках духовной деградации и потери человечности из‑за чрезмерной зависимости от технологий[4].

Афонский старец Эмилиан из Симонопетры предупреждал, что информационные технологии лишают человека душевного покоя, самообладания и способности к созерцанию, превращая его в «раба образов и информации»[5].

Священник Давид Бобров подчёркивает:

«Если человек начинает предпочитать общение с машиной живому человеку, заменяет молитву разговорами с ботом или доверяет ИИ решение духовных вопросов – это уже проблема. Не техническая, а духовная»[6].

2. Прагматичный подход с акцентом на этику

Представители этого направления признают потенциал ИИ, но настаивают на жёстких этических рамках его применения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент подчёркивает необходимость разумного и осторожного отношения к ИИ. Он отмечает, что категорически неприемлемо объявлять ИИ моральным субъектом или личностью, и призывает к разработке единой терминологии для осмысления этических аспектов технологий[7].

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства – иерей Фёдор Лукьянов –предложил ряд мер для регулирования ИИ:

  • законодательный запрет на перенесение человеческого образа на машины;
  • маркировка контента, созданного нейросетями;
  • защита несовершеннолетних от раннего доступа к ИИ[8].

3. Умеренный оптимизм с оговорками

Сторонники этого подхода видят в ИИ нейтральный инструмент, полезность или опасность которого определяется целями использования.

Протоиерей Димитрий Смирнов сравнивал ИИ с ножом: инструмент может быть использован как для блага (например, для обработки информации), так и для вреда (манипуляции сознанием). Он подчёркивал важность цели использования технологий[9].

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает, что развитие ИИ – не глобальная проблема для Церкви, а частный случай христианской философии техники:

«Инструмент ценностно нейтрален. Если пользование во благо – это хорошо, злоупотребление любым инструментом – плохо»[10].

Настоятель храма Апп. Петра и Павла в Гонконге отец Дионисий Поздняев также считает ИИ инструментом, который этически нейтрален. Всё зависит от того, кем и ради чего он используется. ИИ не создаёт новых смыслов, а лишь форматирует загружаемые в него идеи[11].

4. Исследование и диалог

Некоторые представители Церкви фокусируются на изучении проблемы и поиске христианских ответов на вызовы эпохи.

Труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ

Протоиерей Александр Абрамов (секретарь Синодальной комиссии по биоэтике) отмечает, что традиционные труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ. Церковь активно исследует эту тему, опираясь на идеи русской философии техники начала XX в., и стремится выработать адекватные христианские ответы на современные вызовы[12].

Ключевые этические вызовы

Православная мысль выделяет ряд «красных линий» в развитии ИИ:

  1. Попытка имитации духовности. Создание «цифровых священников», чат‑ботов для «исповеди» или молитвенных практик – опасная подмена живого пастырского попечения. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов:

«Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается Христа, отвергает премудрость, обретает и усваивает себе лжеименной разум, достояние духов отверженных»[13].

  1. Угроза личностной автономии. Системы прогнозирования поведения, «социальные рейтинги», манипуляция сознанием через персонализированный контент противоречат христианскому пониманию свободы. Библия напоминает:

«Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце этого пути – смерть» (Притч. 14, 12).

  1. Дегуманизация труда. Массовая замена людей алгоритмами может привести к утрате смысла деятельности, которая в христианстве рассматривается как форма служения. Святитель Григорий Богослов отмечал:

«Творец‑Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но всё дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной»[14].

  1. Военное применение ИИ. Автономные системы вооружения, принимающие решения о жизни и смерти без человеческого участия, нарушают принцип нравственной ответственности.
  2. Подмена человеческих отношений. Как предупреждает Патриарх Кирилл,

«если связь человека с человеком разрывается, общество деградирует или даже исчезает… Каким станет мир, в котором будут жить люди, потерявшие способность общаться друг с другом, а значит, способность любить, прощать, сострадать?»[15]

Христианские ориентиры в эпоху ИИ

В условиях стремительного развития технологий православному христианину важно опираться на незыблемые духовные принципы. Они помогают сохранить человеческое достоинство и нравственные ориентиры в цифровом мире.

1. Приоритет личности и нравственности

Технологии должны служить человеку, а не заменять его. Как сказано в Писании, Бог создал человека, чтобы он «владычествовал» над творениями (Быт. 1, 28), а не становился их рабом. Любая технология подлежит нравственной оценке: не разрушает ли она человеческое достоинство, не подменяет ли живые отношения, не посягает ли на свободу личности?

2. Ответственность за последствия

Разработчики, пользователи и регуляторы ИИ несут персональную ответственность за то, как технологии влияют на общество. Апостол Павел напоминает: «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14, 12). Евангельский принцип «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) применим и к цифровой среде.

3. Сохранение человеческого общения и духовного измерения

Живая беседа, сострадание, молитва, участие в таинствах и общение в церковной общине не могут быть делегированы машинам. Обещание Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) относится исключительно к живому общению. Технологии не имеют власти над тем, что составляет суть духовной жизни.

4. Осознанное использование и критическое мышление

Важно не поддаваться цифровой зависимости, сохраняя способность отключаться от информационного потока – чтобы оставаться в контакте с собой, близкими и Богом. Необходимо развивать способность отличать подлинное от имитации, живое от искусственного, истину от манипуляции. Как призывает Писание: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1).

5. Защита уязвимых

Особое внимание следует уделять защите детей, пожилых людей и тех, кто подвержен манипуляциям. Церковь настаивает на необходимости законодательных и этических барьеров, ограждающих человека от эксплуатации через ИИ.

6. Диалог вместо изоляции

Церковь призывает не к бегству от технологий, а к активному участию в их осмыслении. Это требует сотрудничества богословов, учёных, инженеров и законодателей для создания этических стандартов, соответствующих христианским ценностям.

7. Эсхатологическая трезвенность

Не стоит видеть в ИИ ни «чудо-решение» всех проблем, ни «знак конца времён». Главное остаётся неизменным: любовь к Богу и ближнему, стремление к святости и служение людям в том времени, в котором мы живём. Как сказано: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор. 13, 8).

8. Акцент на человечности

Технологии должны усиливать, а не заменять человеческие качества: сострадание, творчество, мудрость, способность к жертве. Заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) не имеет цифровой альтернативы.

9. Надежда, а не страх

Христианство учит видеть в любых вызовах возможность для духовного роста. ИИ может стать инструментом для распространения добра – если его использование будет основано на евангельских принципах.

***

Православное отношение к ИИ – не запрет и не восторженное принятие, а трезвый диалог с создателями и пользователями технологиями на основе вечных ценностей. Церковь не отвергает прогресс, но напоминает: ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего.

Ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего

В конечном счёте, вопрос об ИИ – это вопрос о сущности человека. И здесь христианство даёт чёткий ответ: мы не «высокоразвитые алгоритмы», а образы Божии, призванные к вечной жизни.

Пока мы храним это понимание, технологии останутся лишь инструментом, а не судьёй.

Таким образом, православный взгляд на ИИ строится на балансе:

  • между признанием пользы технологий и предостережением от злоупотребления ими;
  • между открытостью к прогрессу и защитой традиционных ценностей;
  • между критическим осмыслением и конструктивным диалогом.

Церковь призывает не к технофобии, а к духовно ответственному использованию ИИ – чтобы технологии служили человеку в его стремлении к Богу, а не уводили от Него. В этом – суть христианского ответа на вызовы цифровой эпохи.

 

Иерей Тарасий Борозенец

3 декабря 2025 г