По сути своей пост есть установленное Церковью особое время усиленной работы человека над своим спасением ради Христа.
Время поста отличается от остального времени церковного года по интенсивности и большему объему аскетической работы над собой.
Содержание поста
Работа над собой во время поста предполагает усиленный триединый духовный, душевный и телесный труд, поскольку человек триедин и состоит из духа, души и тела[1].
Духовный труд включает в себя, во-первых, глубокое изучение Божественного Откровения, через которое Бог обращается к человеку, во-вторых, внимательную молитву, через которую человек отвечает Богу, вступая с Ним в духовное общение, в-третьих, регулярное, систематическое участие в таинствах Исповеди и Причастия, которые благодатно соединяют человека со Христом, в-четвёртых, упражнение в трезвении или духовной рассудительности, благодаря которой человек учится различать привходящие на ум помыслы по их происхождению и последствиям, отбрасывая лукавые и принимая благие, в-пятых, дела милосердия, которые на практике являют любовь к Богу и ближнему.
Посредством всех этих способов и средств верующий открывается для обретения или стяжания освящающей его благодати Божией, которая через дух изливается на душу и тело человека, делая его храмом Духа Святого, придавая ему силы противостоять греху и следовать праведным путём служения Богу и ближнему[2].
Душевный труд предполагает, с одной стороны, насыщение и наполнение рассудка светлыми истинными мыслями, воли – добрыми желаниями, эмоций – чистыми святыми чувствами, с другой – воздержание рассудка от ложных и суетных идей, воли – от злых и мирских желаний, эмоциональной сферы – от скверных и лукавых чувств и впечатлений.
Телесный, или плотской, труд выражается в подчинении тела душе и духу, которые, в свою очередь, подчиняются Богу, исполнению Его воли. Для этого тело ослабляется, истончается и облегчается воздержанием от пищи животного происхождения, иногда голодом, избеганием чувственных наслаждений (похотей плоти и очей), аскетическими телесными упражнениями (поклоны), физическим трудом, терпеливым перенесением болезней и страданий.
Благодаря всем этим душевно-телесным способам и средствам достигается освобождение человека от власти мира сего, от зависимостей и привязанностей к суетному земному существованию, ради любви к Богу, по слову Евангелия:
«Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 15–16).
Таким образом, во время поста верующие усиленно работают над тем, чтобы исцелить себя по образу и подобию Божию, восстановив первозданную иерархию всего человеческого существа, его духа, души и тела, объединённых, упорядоченных, наполненных и освящённых благодатью Божией[3].
Иерархия поста
В пост, как и во всё остальное время, духовное следует ставить на первое место, душевное – на второе, а телесное – на третье. Пост – это, прежде всего, духовный труд, затем – душевные усилия, и только потом – телесное воздержание.
Пост – это, прежде всего, духовный труд, затем – душевные усилия, и только потом – телесное воздержание
Недопустимо сводить пост исключительно к телесному воздержанию, забывая о его духовной и душевной составляющих, предпочитать телесное воздержание душевно-духовному труду. Низшая, телесная составляющая поста всегда должна быть подчинённой по отношению к высшим – душевной и духовной.
Если духовно-душевная часть поста всегда неизменна и общеобязательна для всех верующих, то телесная – относительна и вариативна, поскольку зависит от возраста, телесного здоровья и возможностей человеческого организма.
В полной мере, строго по Уставу могут телесно поститься молодые и взрослые здоровые люди. Для других категорий верующих в Церкви предусмотрены различные меры послаблений телесного поста, которые зависят от возрастных и медицинских особенностей людей. Например, для людей, страдающих тяжёлыми заболеваниями, когда есть реальная угроза для их здоровья, телесное воздержание в пище вовсе отменяется. Его роль для них исполняет терпеливое перенесение страданий и скорбей.
Поэтому, по слову апостола,
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14; 3, 6).
Свобода поста
Когда пост сводится исключительно к телесному воздержанию, тогда он теряет своё позитивное содержание, превращаясь в совокупность запретов, в сплошное «нельзя», в «бремена неудобоносимые» (Мф. 23, 4). Когда же пост исполняется как духовно-душевно-телесный подвиг, то есть сохраняет свою содержательную полноту, тогда во главу угла ставится духовно-душевное «можно», которое делает его «весной духовной»[4].
Пост – это не ограничение и несвобода, как многие воспринимают, но простор для познания Истины и происходящая из этого познания свобода.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32).
Да, во время поста утесняются плоть и душа, но делается это только для того, чтобы дать полную свободу духу и кардинальным силам души.
Мотивация поста
Для того чтобы пост был настоящим и спасительным, всю эту духовно-душевно-телесную работу необходимо осуществлять ради Христа. Это означает, что единственной мотивацией человека должно быть желание угодить Господу, стремление исполнить Его волю, решимость всецело уподобиться Ему по образу жизни[5].
Поститься нужно не для себя, не для кого-то или чего-то другого, но исключительно ради Господа
Поститься нужно не для себя, не для кого-то или чего-то другого, но исключительно ради Господа. В противном случае мы имеем дело с подменой поста, с его фальсификацией и извращением, когда формально, по видимости, он вроде бы исполняется, по сути же своей – нет.
Извращения поста
К сожалению, пост для многих часто извращается в диету или (не так часто, для некоторых) – в средство своеобразного «аскетического» самоутверждения и тщеславия. В результате он перестаёт быть способом спасения человека, путём, ведущим его в Царство Небесное, превращаясь в одно из земных суетных занятий.
Настоящий пост должен исполнять функцию отстранения человека от мира сего, а не привязывать человека к мирской суете. Последнее происходит, когда мы подчиняем пост своим земным интересам – очищению организма, похудению, экономии средств, желанию произвести впечатление на окружающих и т.д.
Во многом благодаря посту христиане исполняют призыв Христа быть в мире, но не от мира (ср. Ин. 15,19). Именно пост сосредоточивает всё внимание верующего на том, что святые отцы называли богомыслием и боговедением, другими словами, на стремлении к Царству Божьему.
Плоды поста
Когда пост совершается правильно, тогда благодатью Божией в человеке искореняются страсти гордыни, тщеславия, самооправдания, осуждения и своеволия, вместо которых укореняются добродетели смирения, кротости, покаяния и послушания. Пост призван стать для нас временем борьбы с греховными навыками, временем формирования и утверждения навыков праведных.
Пост призван стать для нас временем борьбы с греховными навыками, временем формирования и утверждения навыков праведных
Эти добродетельные навыки и являются истинными, настоящими плодами поста. Если таких плодов не наблюдается, значит, пост оказался бесполезным для человека, значит, во время его проведения была допущена какая-то серьёзная ошибка.
Духовный аудит
Итак, для того, чтобы пост по своим результатам был спасительно-плодотворным, в его начале каждому верующему стоит провести духовный аудит самого себя, ответив на следующие вопросы:
- В чём суть поста?
- Каковы его главные составляющие?
- Каков их порядок и отношения?
- Ради кого и чего нужно поститься?
- Каковы основные задачи и конечная цель поста?
Правдиво и честно ответив на эти вопросы, мы сможем осознанно, трезво, ответственно, правильно и плодотворно совершать дело нашего спасения в радостное время поста[6].