О СТРАСТИ ГНЕВА

Иерей Тарасий Борозенециерей Вячеслав Фомин

Понятие гнева

Гнев (греч. ὀργὴ) в своём самом общем понимании есть агрессия, то есть негативное, отрицательное отношение, неприятие.

Гнев имеет как внутреннее, так и внешнее выражения. Внутри он выражается в агрессивных чувствах, мыслях, желаниях и намерениях, вовне – в агрессивном поведении.

Гнев – одна из самых сильных эмоций, высшая степень раздражения. Гнев универсален по своей направленности. Он всеяден и может быть направлен на что угодно – на вещи, идеи, чувства, желания, ценности; на самого гневающегося, других людей, человечество; на Бога и даже на самого себя. Поэтому он является психологическим источником, стихией и горючим веществом всевозможных конфликтов.

При кажущейся молниеносной спонтанности своего возникновения, гнев зависит от свободной воли человека. Разумно-свободный человек способен контролировать свой гнев, инициировать, направлять и определять его интенсивность.

Гнев является необходимой естественной составляющей психики и поведения животных. Агрессивное поведение необходимо животным для обеспечения защиты и выживания в опасной природной среде. В этом плане гнев является выражением поведенческого иммунитета животных.

Способность такого естественного гнева есть и в человеческой душе. Низшие способности или силы души, присущие ей изначально и по природе, святые отцы называют естественными страстями. Одной из таких естественных страстей является и гнев.

Гнев неправедный

Как свободное существо, человек способен направить свой гнев не во благо, но во зло, в деструктивную, разрушительную и противоестественную сторону; он может превратить гнев из инструмента защиты и выживания в инструмент вреда и самоуничтожения.

Именно поэтому в человеческом поведении, в отличие от животных, актуализируются противоестественные, патологические виды гнева. Извращенный, деструктивный способ существования естественных сил души святые отцы называют греховными страстями. Одной из таких греховных страстей является противоестественный гнев.

В отличие от животных, у человека встречается то, что называется преднамеренной агрессией. Она возникает даже в случае отсутствия какого-либо явного, объективно значимого внешнего стимула. Другими словами, только человек способен гневаться просто так, не из-за чего-то, не ради чего-то и не за что-то, но лишь потому, что ему так захотелось. Только человек способен причинять зло, исходя исключительно из собственных убеждений в необходимости его совершения. Только у человека бывает так называемый холодный, безэмоциональный, бесчувственный гнев. Только человек может продумать и реализовать преступление против другого человека, руководствуясь исключительно своим разумом, а не под воздействием эмоций.

Гнев является четвёртой из восьми главных греховных страстей. Гневная страсть порождается предыдущими тремя страстями – чревоугодием, блудом и сребролюбием, и является промежуточным итогом их последовательного развития. Сам же гнев выступает отцом печали, через которую влияет на генезис уныния, тщеславия и гнева. Гнев неправедный возникает из-за неудовлетворенности других страстей. Человек гневается, когда по каким-то причинам не получает того, чего так страстно желал – телесных и душевных наслаждений, материального богатства, власти, общественного признания и славы.

Как и любая греховная страсть, гнев может почти безраздельно завладеть человеком

Как и любая греховная страсть, гнев может почти безраздельно завладеть человеком. В этом состоянии одержимости греховной страстью человек уже не способен своими силами противостоять ей, контролировать её, – он уже находится в рабстве у неё.

В гневе человек зачастую полностью утрачивает контроль над собой, полностью открывается для действия злых духов. Поэтому разрушительное гневное состояние человека вполне точно обозначается таким словом, как «бешенство». «Бешеный» человек становиться совершенно невосприимчивым к вразумлениям, увещеваниям и уговорам.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обращает внимание на три вида неправедного гнева: внутренний гнев, внешний и злопамятство. Гнев может оставаться в душе человека, никак не проявляясь внешне, или же он может выражаться внешними действиями, например, рукоприкладством. Об этом говорит и современная психология.

В состоянии неправедного гнева человек способен совершить ужасные греховные действия, вплоть до насилия и убийства. Поэтому чрезвычайно важно контролировать раздражительную способность своей души, прилагая все усилия к тому, чтобы избавиться от страсти неправедного гнева.

Опасность этой греховной страсти заключается в том, что она может проявиться фактически мгновенно, не проходя последовательный путь развития от прилога до греховного действия. Достаточно доли секунды, чтобы человек, впавший в состояние гнева, перешёл к насильственным действиям или совершил убийство.

Греховная страсть гнева являются корнем таких грехов, как ненависть, сквернословие, памятозлобие, жестокосердие, мстительность, обман, зависть, вплоть до самых тяжких – убийства и самоубийства.

Почему мы гневаемся неправедно

Каждый из нас в течение жизни многократно испытывает состояние внутреннего раздражения, переходящего в гнев, который, в свою очередь, может дойти до бешеной ярости.

Мы можем гневаться как на что-то или кого-то вне нас, так и на самих себя, на черты своей внешности и характера, свои собственные способности и недостатки. Гнев человека по отношению к самому себе выражается в аутоагрессии.

По своему действию гнев охватывает все составляющие человеческого существа – дух, душу и тело. Поэтому по своему происхождению он имеет сложный, комплексный характер. Кроме внутренней группы духовно-душено-телесных причин, также следует выделить внешние, социальные причины.

Общей духовной причиной гнева является «первородный грех», то есть испорченность человеческой природы вследствие грехопадения прародителей рода человеческого. В результате отпадения от Бога человеческий дух лишился благодатного просвещения, впал в духовное невежество, вступил во вражду с низшими душевными и телесными силами, обратился к творению вместо Творца. Тем самым фокус духовного внимания был переориентирован со служения Богу на обслуживание земных потребностей человека. Выйдя из послушания Богу, люди внесли вражду в свою духовно-телесную жизнь, в свои отношения друг с другом и материальным миром. Поэтому страсть гнева, вместе с другими естественными страстями, стала орудием выживания человека во враждебном ему мире и обществе, стала направляться не столько против греха, сколько против тех, кого человек считает враждебными себе – других людей и творений Божьих.

Корневой духовной причиной гнева является гордыня. Гордый человек ставит себя выше других людей, презирает и унижает их, считает себя вправе поступать с другими так, как ему заблагорассудится, не сдерживаясь, не стесняясь, не стыдясь своих негативных эмоций и агрессивных действий. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – рассуждал об этом герой «Преступления и наказания» Родион Раскольников.

К душевным, или психическим, причинам возникновения гнева можно отнести характер, индивидуальный темперамент и состояние стресса.

Замечено, что жизненная модель поведения человека формируется на основании его характера, в соответствии с которым возникает уникальная комбинация страстей и добродетелей личности. Если флегматик будет более склонен к бездействию и лени, то холерик – к гневу.

Активный по своему темпераменту, экстравертный человек с большей вероятностью будет подвержен страсти гнева, чем пассивный. Спокойный и внешне уравновешенный человек интровертного склада зачастую малоинициативен и склонен к медлительности; его поведение в основном имеет реактивный, то есть реагирующий, а не инициирующий, характер. Это связано с тем, что раздражительная сила его души слабее. Тот, кто не склонен к активной деятельности, не склонен и к агрессии.

Однако, как гласит известная русская пословица, «в тихом омуте черти водятся». Речь о том, что и обычно спокойный человек неожиданно для окружающих может эмоционально сорваться, разгневаться и натворить дел, не выдержав физической и психической нагрузки.

Таким образом, каждый человек, независимо от присущего ему типа душевной организации, должен внимательно следить за действием раздражительной способности своей души, ни в коем случае этим не пренебрегать, дабы уберечь себя от неожиданных плачевных сюрпризов в виде гневных срывов. Всем нам нужно стремиться к исправлению своих недостатков, исходя из знания собственной душевной природы, черт своего характера и темперамента.

Всем нам нужно стремиться к исправлению своих недостатков, исходя из знания собственной душевной природы

Если темперамент и характер в значительной мере являются врожденными, то стресс является приобретённым фактором раздражения и гнева. Психологи различают отрицательный (дистресс) и положительный (эустресс) виды стресса. Если второй позитивно влияет на психическое состояние человека, то первый, напротив, разрушает душевное равновесие, тревожит, угнетает и раздражает человека. В состоянии дистресса человек переживает частые и по видимости беспричинные приступы раздражительности, злобы, гнева, недовольства всем и вся.

К телесным причинам гнева относятся наследственные и приобретённые физические патологии. Так, наследуя нервную систему своих родителей, человек усваивает особенности их нервной организации, например, импульсивность, вспыльчивость, нервозность, которые являются неотъемлемой составляющей агрессии.

Возникновению гнева могут также способствовать эндогенные факторы биологического характера. Зачастую гнев проявляется у людей, имеющих заболевания головного мозга. В частности, для больных с височной эпилепсией характерны выраженные эмоциональные нарушения в виде повышенной раздражительности. Однако при определенном оперативном вмешательстве, а именно при разрушении дорсомедиальной части миндалины, человек становится менее вспыльчивым и агрессивным.

Одним из важных факторов, влияющих на поведение человека, является биохимическая среда его организма. Значительное влияние на психоэмоциональное состояние человека оказывают гормоны. Научные опыты показали, что при эмоциональных реакциях гнева и ярости происходит усиленное выделение норадреналина и адреналина. Именно эти гормоны вводят человека в состояние раздражительности, злобы, ярости и гнева. Кроме этого, состояние гнева может возникать по причине переизбытка в организме цинка и меди или недостатка магния и витамина B12.

Агрессия также может быть синдромом болезней печени, щитовидной железы, сахарного диабета и многих других.

В итоге, вопреки миролюбивым этическим и религиозным убеждениям и желаниям, вопреки своей сознательной воле, человек может испытывать раздражение и гнев, в силу наличия у него определенных психических и физических заболеваний, в связи с нарушениями биохимического баланса организма.

В этих случаях мы имеем дело с так называемой немотивированной агрессией, которую подверженный ей человек не в состоянии контролировать. Соматические заболевания, психические расстройства или психологические кризисы зачастую вызывают вспышки немотивированного гнева, доходящие до состояния аффекта. В этом состоянии рассудочная деятельность не просто ослабляется, но блокируется, так что человек фактически утрачивает контроль над собственным поведением, как говорят, не владеет собой.

Занимающиеся своей духовной жизнью верующие, кроме собственно духовных, должны учитывать также психические и биологические факторы возникновения гнева и других греховных страстей. В связи с этим необходимо прибегать к церковным (молитва, духовные беседы, таинства), но и не пренебрегать медицинскими средствами исцеления.

Следует подчеркнуть, что и при наличии объективных психических и биофизических причин это не даёт нам право вести себя агрессивно, никак нас не оправдывает, если мы позволяем себе неправедно гневаться. Как бы ни было тяжело, мы должны противиться гневной страсти и не сдаваться. Человек всегда в ответе за своё поведение, в силу неотъемлемого дара богообразной природной свободы. Противостоять гневу можно и нужно – с помощью разумного осознания и анализа происходящего, свободного противления ему, молитвы и благодатной помощи свыше. Как разумно-свободные существа, мы в состоянии не подчиняться гневу и другим греховным страстям.

Как разумно-свободные существа, мы в состоянии не подчиняться гневу и другим греховным страстям

Важнейшим фактором появления раздражительности и гнева является та социальная среда, в которой человек находится и реализует себя. Наше поведение во многом обусловлено нашим окружением – семьёй, учебным и рабочим коллективом, компанией знакомых и друзей.

Среди общественных групп, в которых происходит становление человеческой личности, наиболее влиятельной является семья. Именно в семье приобретаются и формируются наш темперамент и характер, именно здесь мы наследуем основные поведенческие стереотипы и алгоритмы.

Степень раздражительности, гневливости личности в основном определяется степенью раздражения в отношениях между ближайшими членами семьи – родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками. Чем больше в семейных отношениях мира и любви, тем больше их будет в жизни личности, тем лучше она сможет переносить жизненные трудности, решать возникающие конфликты. И напротив, чем больше в семье нервозности, вражды, ругани и насилия, тем более психически неуравновешенным, агрессивным вырастет человек.

Группы риска

Среди социальных коллективов выделяются те, принадлежность к которым в силу специфики их деятельности способствует агрессивности человека. Сюда, главным образом, относятся спортивные и силовые объединения.

Известно, что спорт, особенно контактные единоборства, является тем видом деятельности, при котором человек находится в состоянии постоянного стресса и готовности к совершению агрессивных действий. Зачастую это приводит к бытовому насилию.

Отдельно следует обратить внимание на спортсменов, употребляющих анаболические стероиды, которые ещё больше усиливают поведенческую агрессивность человека. К сожалению, современная индустрия спорта жертвует здоровьем человека ради достижения высоких спортивных результатов.

К этой же группе риска относятся и представители силовых структур, сотрудники полиции, Росгвардии и военнослужащие. В силу того, что они ощущают постоянную опасность для своей жизни и здоровья, степень их агрессивности значительно выше, чем у представителей «мирных» профессий.

Силовики, спортсмены и люди, которые оказываются в чрезвычайной опасной ситуации, переживают то состояние, которое Карл Ясперс назвал «пограничной ситуацией». У человека, находящегося в опасности, меняется не только психическое, но и физическое состояние. Тело испытывает постоянное воздействие гормонов. Организм начинает работать в экстремальном режиме: учащается сердцебиение и повышается давление, дыхание становиться частым, повышается потоотделение, отключаются второстепенные функции, меняется работа желудка, кишечника, мозга, что явно сказывается на когнитивных способностях человека.

Поэтому для представителей «агрессивных» профессий крайне важно уметь снимать психическое напряжение, возвращаясь к обычной жизни. Когда опасность прошла, нужно уметь «разрядиться», чтобы не причинить вреда окружающим своим немотивированно агрессивным поведением.

Как гнев овладевает человеком

Греховная страсть гнева может действовать внутри и вовне гневающегося. Внутри она проявляется в мысленном осуждении и оскорблении предмета раздражения, незаметных для окружающих. Внешне гнев может иметь вербальное и активное выражение. Словесно гнев проявляется в устных и письменных оскорблениях, угрозах, проклятьях ближнего. Обычно гнев направлен на внешние источники раздражения – других людей, организации, государства. Однако гнев может быть направлен и на самого гневающегося в акте аутоагрессии.

Если человек не пытается контролировать, умерять, подавлять свой гнев и даёт ему полную волю над собой, тогда его сознание, нервная система и весь организм претерпевают значительные изменения. С каждой вспышкой гнева они постепенно перестраиваются так, что человек фактически утрачивает контроль над своим поведением. Как говорят об этом нейрофизиологи, дофаминергическая система, которая, кроме прочего, отвечает за физическую деятельность, активизируется, тогда как серотонергическая система, отвечающая за осуществление тормозного контроля агрессивного поведения, фактически блокируется.

Со временем вспышки гнева, вызванные душевными переживаниями, постепенно закрепляются на психофизиологическом уровне, становятся рефлекторными, негативно сказываются на работе внутренних органов. Человеку с уже развившейся и укоренившейся страстью гнева приходиться бороться уже не только с пороками души, но и исправлять нарушения в работе телесных органов и в протекании психофизиологических процессов. Если гнев, возникший в душе, ещё можно подавить или разрядить душевными же средствами, то гормональные процессы, запущенные гневной страстью, остановить гораздо сложнее. Раздражительные люди чаще других страдают нервными, сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями.

Чем чаще человек взрывается, снова и снова повторяя опыт агрессии, тем больше его нервная система адаптируется к агрессивным состояниям, тем легче человеку поддаваться гневу, тем сильнее становятся проявления этой страсти. В итоге агрессивное поведение становится для человека естественным, нормальным, перерастая из единичного акта девиантного поведения в привычку, страсть. Как гласит древняя пословица, привычка есть вторая натура. Гнев становится такой второй природой у агрессивных людей. Развивается патология поведения, которая может потребовать, наряду с духовной и психологической, также и медикаментозной коррекции.

Итак, гнев начинается с души и быстро захватывает другие душевные и телесные силы человека, если он не сопротивляется, не борется с его властью над собой. Чем больше человек подвержен гневу, тем сложнее его духовное, душевное и телесное исцеление.

Аскетическая перспектива

Православная аскеза стремится к тому, чтобы, во-первых, победить в человеке греховные страсти, то есть противоестественный способ существования естественных способностей души, во-вторых, достичь естественного, здорового состояния душевных сил, придать им добрую созидательную направленность, и, в-третьих, взрастить и благодатно преобразить их на пути добродетельной жизни. Православный подвижник стремится к тому, чтобы обрести контроль над силами души, вернуть их к их естественному благому состоянию, а не уничтожить их. Всё это в полной мере относится к гневу.

Насколько бы сильной ни была подчинённость человека греховным страстям, для него возможно спасение и исцеление

Насколько бы сильной ни была подчинённость человека греховным страстям, для него возможно спасение и исцеление. Основаниями для этого служат, во-первых, богообразность его природы, главными проявлениями которой являются разумность, свобода, совесть и способность любить (в этом смысле каждая душа – христианка по природе), во-вторых, реальная возможность обращения и покаяния человека пред Богом, и в-третьих, активное желание и помощь Самого Бога, желающего спасти человека.

По своей душевной природе человек отличается от животного тем, что способен анализировать и оценивать собственное сознание и поведение с точки зрения добра и зла, находить средства к исправлению тех черт характера, которые он считает недостойными и недолжными.

Православная аскетика считает нормальным, естественным состоянием человеческой души состояние любви к Богу и ближнему. Любовь выражается в добром, мирном, смиренном, кротком, радостном и благодарном отношении ко всему, кроме греха. Такое состояние совершенно исключает греховные страсти. Поэтому святые отцы называют его бесстрастием. В целом же его можно определить как праведность или святость.

Бесстрастие (греч. ἀπάθεια) в святоотеческом смысле означает победу над греховными страстями и праведную позитивную актуализацию естественных страстей; отказ от недолжного и утверждение должного употребления душевных сил.

Как этого достичь? Понять механизм, алгоритм развития греховной страсти и нарушить его работу. Для того чтобы вылечиться, сначала нужно поставить себе правильный диагноз.

Так, греховный гнев начинается с неправильной, произвольной ориентации раздражительной силы души. Вместо того чтобы быть направленной, прежде всего, против зла в самом себе, а потом уже и против зла в других, человек направляет её против тех, кто мешает ему совершать зло, кто как-то ограничивает его своеволие и плотские наслаждения. Разворачиваясь в этом направлении, сначала раздражение переходит в гнев, который в итоге трансформируется в ненависть к себе или другим. Раздражение, гнев, ненависть – три последовательные стадии развития раздражительной (гневательной) силы души.

Раздражение, гнев, ненависть – три стадии развития раздражительной силы души

Задача христианина – изменить вектор, переориентировать своё раздражение с других людей на сам грех. Для этого необходимо различить грешника от греха. Если грех подлежит абсолютному осуждению и отвержению, то грешник, напротив, – всецелому прощению и приятию. Блаженный Августин в своё время выразил это в лапидарной формуле: «Любите грешника, но ненавидьте грех».

Нужно сделать гнев силой, инструментом, оружием борьбы с грехом. Для того чтобы отвергнуть грех, мало одних только понимания и желания. Необходима ещё и решительность, двигателем которой является гнев. Именно правильно нацеливаемый гнев сообщает подвижнику способность отторгнуть греховное влечение.

В толковании на 123 псалом святитель Иоанн Златоуст пишет:

«…Если хочешь гневаться, то гневайся не на сродного тебе брата, а на злого духа. Вот на кого ты можешь устремлять эту страсть; с ним не мирись никогда, на него изливай и истощай свой гнев, ему ставь западню, против него не переставай никогда вести войну».

Раздражительная сила души дана ей Богом в акте творения для того, чтобы с её помощью противиться греховным искушениям и намерениям. Гнев является действием раздражительной силы души в процессе борьбы её с грехом. Это то, что мы называем праведным гневом. Раздражение против греха ведёт к праведному гневу. Естественным плодом развития гнева является ненависть. Праведный гнев порождает праведную ненависть ко греху. Грех окончательно исторгается и извергается из души только тогда, когда в ней формируется стойкая ненависть и отвращение к нему. Греховные страсти и пороки преодолеваются только тогда, когда верующий абсолютно не толерантен, нетерпим к ним, когда он не испытывает к ним ничего, кроме глубочайшего омерзения.

Для христианского сознания нет и не может быть никакой толерантности, терпимости к греху. Малейшая степень примирения с грехом, его приятие и оправдание в духовной жизни человека свидетельствует о гибельности его религиозного пути. Высочайшим образцом непримиримого, бескомпромиссного отношения к греху для верующих является Сам Господь Иисус Христос, Который даёт нам примеры святого праведного гнева. «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк. 4, 8; см. также Мф. 16, 22; 21, 12–13).

Способность гневаться является благим средством сопротивления злу, которое заложено в нас Богом

Способность гневаться является благим средством сопротивления злу, которое заложено в нас Богом. Естественными целями гнева, согласно святым отцам, являются грех и злые духи-искусители. Только такой гнев является праведным и спасительным, поскольку он защищает человека от зла, позволяет ему бороться с бесовскими искушениями. Таким образом, естественная страсть гнева подобна иммунной системе в человеческом организме. Если биологический иммунитет защищает и сохраняет телесное здоровье, то гнев – духовное и душевное. Именно к такому естественному и святому гневу призывает нас апостол Павел: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4, 26).

Естественный праведный гнев может быть направлен не только вовнутрь, но и вовне человека – на других людей. Но и в этом случае он должен быть сконцентрирован не на самих этих людях, не на их осуждении, но на том грехе, который их разрушает и губит. Праведный гнев по отношению к людям исходит из любви, питается любовью и устремлён к любви к Богу и ближнему. В этом случае гнев действует ради исцеления, спасения заблудшего и погибающего человека.

Примером такого благого внешнего гнева является дерзновенное обличение, которое мы видим в обличительных проповедях Спасителя и святых. Святые отцы называют благое обличение термином парресия (греч. παρρησία). Это откровенная прямая речь, высказанная с предельной искренностью, без лукавства, лести, угодничества и лжи.

Любовь к ближним не должна проявляться как человекоугодие (греч. άνθρωπαρέσκεια). Для того, чтобы обратить человека к Христу и направить его по спасительному пути покаяния и исправления своей жизни, проповеднику приходиться подчас открыто и жестко указывать на его духовные недостатки, на глубину его греховного падения. В миссионерской и пастырской деятельности, как и в педагогике, чрезвычайно важен индивидуальный, личностный подход. Настоящему миссионеру приходится подбирать ключ к каждой человеческой душе. «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте…» (Иуд. 1, 21–22) – говорил об этом апостол Иуда.

Для обличения других важно, во-первых, чтобы обличающий сам соответствовал тому образу жизни, к которому он призывает обличаемого, во-вторых, чтобы обличаемый был в состоянии услышать и принять обличение, был способен его вместить (здесь очень важно время, место и внутреннее состояние обличаемого), и, в-третьих, чрезвычайно важны способ, стиль и мера обличения. Важно не переусердствовать с обличением, не передавить, добившись в итоге противоположного эффекта, когда вместо того, чтобы привлечь человека на свою сторону, мы его отталкиваем.

Однако большим грехом, чем отталкивающая другого резкость его обличения, является полное отсутствие внимания и соучастия к нему, когда христианин молчаливо и равнодушно наблюдает творящееся в жизни ближних беззаконие. Это духовное состояние безразличия (греч. άδΐαφορία) свидетельствует об отсутствии любви к ближнему. Обличающий так или иначе желает исправления обличаемому. Не обличающий же полностью смирился с грехом ближнего и разуверился в возможности спасения для него. Тем самым он в некоторой степени потворствует греху. За безразличием зачастую стоят соглашательство со грехом, недоверие Богу, уныние, гордыня, самооправдание, желание комфорта и любовь к миру сему.

Очень часто мотивом безразличия выступает эгоистический страх навредить себе, нарушить свой собственный покой. Зачастую мы не обращаем внимания на грехи ближнего, пропускаем их мимо себя, никак на них не реагируем, потому что стремимся сохранить к себе его хорошее расположение; не дерзаем указывать на промахи ближнего, чтобы не вызывать его возмущение, отрицательное отношение к нам. Обычно так происходит тогда, когда согрешающий выше нас по социальному статусу, когда от него в какой-то степени зависит наша жизнь на работе, в семье, в обществе. В этом случае мы согрешаем грехом человекоугодия (греч. άνθρωπαρέσκεια).

В Апокалипсисе святого Иоанна Богослова Спаситель называл равнодушных, безразличных людей, опустивших руки в борьбе с грехом и утративших ревность по вере, теплохладными. Обращаясь к ангелу Лаодикийской Церкви, Христос говорил с укором: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15–16).

Как видим, теплохладность есть смертный грех, который стоит на пути нашего спасения. Показательно, что даже в современном секулярном обществе безразличие к общественным проблемам, которое выражается в соглашательстве и приспособленчестве, порицается и осуждается как конформизм.

Как победить гнев

Насколько бы тяжелым, запущенным не было духовно-телесное состояние страдающего от гнева человека, не стоит отчаиваться и опускать руки. Всегда остается надежда и возможность исцеления, при желании самого страждущего. Поэтому первым шагом к исцелению должно стать осознание человеком проблемы одержимости гневной страстью. Если такого осознания ещё нет, нужно помочь человеку к нему прийти. Это задача, прежде всего, для родных и близких, врачей, священников, для всех, кто неравнодушен к судьбе болящего.

После того как человек осознает власть над собой гневной страсти, он может воспользоваться теми средствами борьбы с гневом, которые ему предлагает Церковь. К ним относятся избегание раздражающих факторов и ситуаций, в частности, с помощью паломничеств и продолжительного пребывания в монастырях, регулярная Исповедь и Причастие, память о Боге, частая молитва, пост, физический труд. Не следует пренебрегать и обращением к светским специалистам – врачам и психологам. Для того чтобы борьба с гневом была плодотворной, противодействие ему должно быть комплексным.

С духовной точки зрения ошибочным и опасным представляется достаточно популярный метод борьбы с гневом, который заключается в открытом экспрессивном выражении негативных эмоций (криках, ударах) по отношению к специально избранному для этого внешнему объекту (предмету, изображению). Привыкая к подобному снятию раздражения, человек фактически формирует рефлекторный навык переходить от внутреннего раздражения к активным насильственным действиям. Рано или поздно это приведёт к тому, что он совершит насильственные действия по отношению к другому человеку.

В борьбе с гневом нам нужно стремиться не переключать гнев с человека на предмет или воображаемый объект, но переориентировать его с человека на нравственные недостатки, прежде всего, свои собственные. Как наставлял преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».

Целью, к достижению которой должен стремиться борющийся с гневом православный мирянин, является «благоденственное и мирное житие», то есть спокойное расположение духа, души и тела по отношению к Богу, ближнему, миру и самому себе. Высшим подвижническим идеалом, к которому стремятся православные монашествующие, является безмолвная созерцательная жизнь, которая в аскетической литературе называется исихией (греч. ἡσυχία).

Таким образом, православная аскетика учит верующего созидательному способу реализации заложенной Богом раздражительной силы души. Естественным благим действием этой силы является праведный гнев. Вместе они составляют естественную душевную страсть гнева, направленную против греха, но не грешника. Святой, праведный гнев есть золотая середина между крайними своими извращениями – безразличием, с одной стороны, и осуждением ближнего – с другой. Первое является атрофированной, парализованной, «расслабленной», пассивной греховной формой гнева; второе – его активной греховной формой. Подчеркнем, что православная аскетика не призывает верующего к полному исключению гнева из своей жизни, абсолютное безгневие не является конечной целью православного подвижничества; она призывает к тому, чтобы гнев обрёл естественную роль в духовной жизни, как средство бескомпромиссной борьбы с греховными искушениями, греховными действиями и греховными страстями.