4 сентября – память архимандрита Парфения (Невмержицкого)

Архимандрит Парфений в 50-е годы прошлого века служил в храме поселка Шапша, который был единственным в Ханты-Мансийском районе. В окружном центре еще живы люди, которые помнят его. Это алтарник храма Знамения Пресвятой Богородицы Николай Захарович Косыгин и его супруга Галина Петровна.

Архимандрит Парфений (в миру Павел Невмержицкий) родился 5 марта 1900 года в многодетной крестьянской семье Житомирского уезда Волынской губернии. Родители Иосиф и Феодора были глубоко верующими людьми. Особенно отличалась своей высокой духовной жизнью мать. Рассказывали, что она предсказала Великую Отечественную войну.

В 1920 году юноша убежал из петлюровской армии, куда был мобилизован насильно и уже после изгнания петлюровцев поступил в Свято-Преображенский монастырь (урочище Кипячее). В 1928 году Павел Невмержицкий был пострижен в монашество с именем Парфений. Но оставался молодой монах в обители недолго. 20 июля 1930 года он был арестован. Архимандрит Парфений вспоминал: «В январе 1931 г. в Житомирской тюрьме мне объявили, что я осужден на три года заключения в концлагерь и этапировали для отбытия наказания в Ухтинлаг».

За хороший труд исповедника освободили досрочно, 10 мая 1933 года. В 1933 году монах Парфений был рукоположен в сан иеродиакона. В 1934 году в Братском монастыре Киева отец Парфений был рукоположен в иеромонаха.

В ноябре 1937 года иеромонах Парфений был арестован вторично. Осудили заочно на десять лет лагерей. Заключение он отбывал в Ухтпечлаге Коми АССР. Сам исповедник впоследствии писал: «Отбывал я наказание, добросовестно относился к труду, получал денежное вознаграждение и был награжден грамотой. Во время блокады Ленинграда я отдал все свои сбережения на войну и призывал других заключенных последовать моему примеру».

После освобождения из лагеря в 1947 году иеромонах Парфений продолжил свою пастырскую деятельность в Архангельской и Тюменской областях. В 1948 году он получил назначение в поселок Шапша. Здесь он стал известен не только как пастырь, но и как искусный плотник. В поселке батюшка был нарасхват. Как искусного работника его уважал не только народ, но и местное начальство.

Предметом особой заботы отца Парфения стала община в Ханты-Мансийске, состоявшая как из местных жителей, так и из ссыльных. И если тайные христиане радовались любой возможности пообщаться с духоносным пастырем, то иначе относились к нему воинственные атеисты. Батюшке приходилось терпеть оскорбления, насмешки, хамство. Особенно возросла озлобленность в 60-х годах. И в 1961году игумен Парфений вынужден был покинуть Ханты-Мансийск. По воспоминаниям Галины Петровны Косыгиной, отец Парфений еще в те годы говорил, что в Ханты-Мансийске будет много храмов.

С 1964 по 1979 год до самого выхода на покой окормлял село Вязовка на Житомирщине. В этот период старец по откровению свыше ушел в затвор. Архимандрит Парфений почитался как прозорливый рассудительный старец. За советом к нему обращались иноки Киево-Печерской и Почаевской лавр, многочисленные паломники.

Еще в 1989 году старец предсказал раскол на Украине. В 1980г. отец Парфений ушел на покой. За 6 лет до смерти полностью ослеп и лежал в постели, но народ по-прежнему принимал.

На Успение Пресвятой Богородицы в 1991 году архимандрит Парфений в последний раз посетил свою любимую обитель, а через неделю, 4 сентября, отошел ко Господу, Которому всю жизнь служил.

В том же 1991 году епископ Тобольский и Тюменский Димитрий благословил построить в Ханты-Мансийске новый деревянный храм, который был освящен в честь образа Божией Матери «Знамение».

 

Автор: Ольга Михайловна Санталова.