Любые ценности не соотносимые с Богом, не подчиняющиеся Ему, будут извращены в деструктивные антиценности. Патриотизм обязательно извращается в антипатриотизм, когда отрывается от Бога и замыкается на себе. Поэтому если мы хотим, чтобы наш патриотизм был здоровым и конструктивным, чтобы он не был извращен в угоду человеческим страстям, нам необходимо руководствоваться церковным учением и благодатью.
Извращение патриотизма происходит тогда, когда истинная религиозная духовность подменяется псевододуховными квазирелигиозными суррогатами. Это может происходить двумя путями – или путем атеизма (безбожия) или путем язычества (идолопоклонства). Когда любовь к земному Отечеству отрывается от любви к Отцу Небесному и противопоставляется ей, тогда патриотизм может выродиться или в полное отрицание своего земного Отечества в угоду космополитическому либеральному глобализму, или в обожествление своей Родины в рамках неоязыческого радикального национализма и/или нацизма. Третий очень соблазнительный для многих путь отречения от истинного патриотизма – путь консюмеризма, путь теплохладного потребительства и комфорта, равнодушного к судьбе своего земного Отечества. Для таких людей Родина – не ценность, но инструмент, не цель, но средство; для них Родина – там, где в материальном плане тепло, сытно, уютно и безопасно лично им.
По точному определению апостола Павла, язычество есть поклонение твари вместо Творца (Рим. 1:25). И глобализм, и национализм, и консюмеризм суть псевдодуховные языческие идеологии и практики. Все они противоречат заповеди любви к Богу и ближнему, отрицают традиционные духовные ценности и являются губительными порождениями мира сего, суть которого по Иоанну Богослову «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16).
В радикальном национализме и нацизме земное национальное Отечество становится для человека абсолютной ценностью, рукотворным идолом и земным богом, тем библейским чудовищем Левиафаном (см. Иов. 40:20-41:26), о котором писал ещё Томас Гоббс. В глобализме человек также обожествляет земное государство, поклоняется и служит ему, но уже в масштабах всего мира, отрицая его национальное деление, сам принцип национальности.
Отпадая от веры в Бога, человек отдает себя во власть земных суеверий, идеологий, ересей и ложных учений. Таким образом он становится жертвой или космополитизма, отрицающего национальный патриотизм как таковой, или радикального национализма, возвышающего и горделиво противопоставляющего свою нацию другим нациям, или нацизма, желающего поработить другие нации не ограничивая себя никакими нравственными нормами. За всеми этими современными вызовами-искушениями для каждого человека, нашей страны и всего мира стоит человеческая гордыня, эгоцентризм, почитание себя центром сущего или мерой всех вещей.
В основе же истинного патриотизма лежит не гордыня, но смирение, не антропоцентризм, но теоцентризм, не право, но долг, не либерализм, но традиционализм, не произвол, но ответственность. Наша задача сделать правильный выбор между правом и обязанностью, потреблением и творчеством, эгоизмом и альтруизмом, верой и неверием, Православием и язычеством, между истинным и ложным патриотизмом.
Истинный патриот не обожествляет своего земного Отечества, но любит и ценит его как священный образ, икону Отечества Небесного; старается жить так, чтобы этот земной образ был все больше похож на свой небесный Первообраз, чтобы он был знаменьем, символом, указателем и ступенью к Небесному Отечеству.
По определению святых отцов, христианство есть уподобление Христу. Поэтому истинный живой патриотизм есть деятельное уподобление своего земного Отечества Царствию Божию, устремленность к нему как к цели личной, семейной, общественной и государственной жизни.
Православная любовь русских людей к своему земному Отечеству как иконе Отечества Небесного выражается в религиозно-философской и богословской идее Святой Руси.
Есть святость абсолютная, которая принадлежит одному Всесвятому Богу. Есть святость относительная, по причастию к Богу. Когда мы говорим о Святой Руси, речь идёт о святости по причастию. Русь свята по причастию, по приобщению к святости Пресвятого Бога, к Его всеосвящающей благодати.
Святая Русь есть, во-первых, Божье призвание нашей страны и общества, во-вторых, духовный идеал, к которому мы стремимся, в-третьих, все русские святые, уже уподобившиеся Христу и достигшие Царствия Божия, в-четвертых, святая Русская Православная Церковь, сообщающая спасительную святую благодать всем своим верным.
Как видим, Святая Русь — это и данность, и заданность; и дар, и призвание; она еще не наступила, ещё ждет своего воплощения, но вместе с тем уже существует, уже воплощена, явлена в русских святых и Русской Церкви.
По воле Божией нам выпало жить во время острейшего глобального антропологического и международного кризиса. Многие определяют его как третью мировую войну. В очередной раз в своей истории Россия сталкивается с мощнейшим экзистенциальным вызовом, от ответа на который зависит само наше существование и как страны, и как цивилизации. События, происходящие на наших глазах, многих страшат, ужасают, ввергают в сомнения, волнения, печаль, уныние и даже панику.
Всё, что сегодня происходит с нами и нашей страной, следует воспринимать как урок Божий, постараться его понять, выучить и сделать правильные выводы. В этом плане настоятельно рекомендую всем прочитать книгу святителя Николая Сербского «Война и Библия». Войны и смуты, воспринимаемые с верой в Господа, вразумляют и смиряют человека, являют всю шаткость, непрочность его земного существования, помогают ему отделить существенное от суетного в своей жизни, напоминают о Боге Вседержителе, о смертном часе, суде и вечной жизни, дают возможность не словом, но делом явить свою любовь к Родине.
Война – это время переоценки всех жизненных ценностей, когда отсеивается всё суетное и остается только самое важное. Когда человек может в одночасье потерять всё, ради чего и кого он жил, тогда он, как никогда осознает ценность своей семьи, друзей, простых человеческих отношений (веры, надежды и любви), своего дела, родной природы, языка, культуры, истории своей страны, её государства, народных святынь, Церкви – всего того, что входит в понятие Родина.
Именно во времена тяжелых испытаний люди с наибольшей ясностью постигают важнейшие духовные истины. Первая: Все мы под Богом ходим и всё, что происходит, свершается по Его воле. Вторая: Бог наказывает нас страданиями и смертями по нашим грехам ради нашего покаяния и спасения. Третья: Залогом решения общественных бедствий является деятельное искреннее покаяние и исправление своей жизни по заповедям Божьим. Четвёртая: Самое важное, что есть в нашей жизни, это живая вера во Христа и Церковь, которая нас к Нему приобщает; Христос и Его Церковь – главные жизненные ориентиры, без них неоткуда брать силы для решения проблем, без них жизнь лишается высшего смысла. Пятая: Жизнь человека не исчерпывается земной жизнью; земная жизнь – лишь краткое преддверие вечности; смерть – не уничтожение, но переход из времени в вечность; какой будет твоя вечность – райской или адской – прямо зависит от твоего личного выбора между Богом и диаволом уже здесь и сейчас.
Сегодня, как никогда, нам всем необходимо собраться с духом. Это значит искренне обратиться к Богу, принести Ему искреннее покаяние во всех своих согрешениях и попросить помощи на пути жертвенного служения Ему и своему Отечеству. Важно помнить завет святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» и не поддаваться всевозможным искушениям лукавого, пытающегося ввергнуть нас в погибель и временную, и вечную. Ведь, как говорил апостол Павел: «Если Бог за нас, кто против нас» (Рим. 8:31).
Иерей Тарасий Борозенец