ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЗМА

Прежде всего, необходимо определиться с понятиями: дух, духовное, духовность.

Бог есть нематериальный Дух по Своему существу; Дух Святой — третья ипостась Святой Троицы; духом называется спасающая человека Божья сила или благодать. В человеке также есть дух или ум — высшая часть (сила) души, отвечающая за общение с Богом; благодаря духу человек обладает способностями молитвы и совести. Наличие духа в человеке свидетельствует о богообразности человека и обеспечивает возможность богоуподобления и обожения.

Таким образом, дух выражает религиозную составляющую человеческой жизни; духовное значит религиозное, духовность значит религиозность. Духовный человек — это человек религиозный. Религия же есть связь человека с Богом. Духовное следует отличать от душевного и телесного или в целом от земного, приземленного.

Кроме духа есть еще другие, подчиненные ему составляющие человеческого существа — душа и тело. Душа, главным образом, включает в себя высшие психические способности (разум, волю и эмоции), которые отвечают за общение людей между собой и культуру в самом широком смысле этого понятия. Дух, душа и тело — необходимые и неотъемлемые аспекты человеческой, как личной, так и общественной жизни. Если мы хотим мыслить по-христиански, нам необходимо подходить к осмыслению и оценке всех явлений, исходя из этой триединой системы координат – дух-душа-тело (см. 1Фес. 5:23).

Поэтому и в патритизме следует выделить три аспекта — телесный (экономический, хозяйственный), душевный (политический, социальный, культурный) и духовный (религиозный). Все они необходимы для существования патриотизма, но духовная составляющая является высшей и главенствующей. Ведь, она собственно отвечает за вертикальную, религиозную направленность патриотизма; придаёт ему высшую экзистенциальную ценность.

Любой патриотизм опирается на те или иные религиозные или квазирелигиозные ценности, поскольку требует от человека истовой веры и жертвенной самоотдачи. Для граждан России духовной основой патриотизма являются наши традиционные религии — православное христианство, ислам, буддизм. Для русских людей такой основой является Православная вера и Русская Православная Церковь как её хранительница и носитель.

Патриотизм есть любовь к Отечеству. Любовь же в христианстве есть, во-первых, высочайшее имя Бога (по слову Иоанна Богослова «Бог есть Любовь»), во-вторых, главнейшая заповедь Божия («Возлюби Господа Бога Твоего…»), и в-третьих, универсальная добродетель, включаяющая в себя все остальные добродетели (Любить Бога значит исполнять все Его заповеди).

В христианском понимании любовь есть всецелое жертвенное служение другому. Жертвенность означает отказ от эгоистической (горделивой) концентрации на себе и сосредоточенность на том, кого любишь. Именно жертвенность, самоотдача — главный критерий любви. Любви без жертвы не бывает. Опыт учит, что люди любят и ценят то, ради чего чем-то пожертвовали. Любовь тем больше, чем больше жертва. Степень любви определяется степенью жертвенности. Это одна из важнейших духовных закономерностей.

Наиглавнейшая заповедь Божия — любовь к Богу и другая, подобная ей — любовь к ближнему. Без любви к ближнему невозможно любить Бога. Любовь к Богу подтверждается и проверяется любовью к ближнему. Любовь к Богу выражается в любви к ближнему. Ближним же считается всякий человек, с которым мы встречаемся на нашем жизненном пути. Можно сказать, что ближние — это все те люди, от которых непосредственно зависим мы, и которые непосредственно зависят от нас.

Каждый из нас пребывает во взаимозависимых (ближних) отношениях с членами своей семьи, со знакомыми, сотрудниками, начальством, государством, страной. Все они для нас – ближние в той или иной степени. Таким образом, понятие ближний распространяется не только на самых близких людей, но и всех тех, с кем мы сотрудничаем (учебные и трудовые коллективы) и кто нами руководит (государство. Все мы – ближние, плывущие в одном корабле под названием Россия.

Поэтому патриотизм является исполнением заповеди любви к ближнему. Быть патриотом значит исполнять Божью заповедь любви к ближнему, то есть думать о благе своей семьи, своих знакомых, своей страны и государства, делать все, от тебя зависящее, чтобы их защищать, им помогать, их преображать к лучшему. Это не только и не столько наше право, но священная обязанность и долг. Не любовь человека к своему земному Отечеству есть грех, как нарушение Божией заповеди любви к ближнему.

Стремление по настоящему любить Родину естественно приводит человека к любви к Богу. Во-первых, потому что человек нуждается в помощи свыше для её осуществления (собственных сил оказывается явно недостаточно), во-вторых, потому что он хочет, чтобы его Отечество всегда существовало и процветало, чтобы оно не погибло (это может дать лишь вечный Бог), в-третьих, потому что любовь по сути своей – это стремление к абсолютному, она всегда взыскует совершенных ценностей (а Бог как раз и есть наивысшая абсолютная ценность, Ценность всех ценностей). Без веры в Бога как Абсолютную Сверхценность все остальные ценности повисают в воздухе, становятся бессмысленными, поскольку лишаются предельного основания и конечной цели. Все человеческие ценности обращают взор человека к Богу как Сверхценности.

Любовь к Родине подводит человека к любви к её религиозной традиции, к Церкви, которая в свою очередь подводит к любви к Самому Богу. Семья — Друзья — Знакомые — Государство — Страна — Церковь — суть ступени, восходя по которым любящий восходит к Богу.

Православная Церковь — важнейший, ключевой институт, община настоящего патриотизма, его хранительница и вдохновительница, ибо в Ней содержится знание истинной веры в Бога, истинного нравственного учения и благодатная сила Божия. Благодаря вероучению, нравственности и благодати человек, общество и государство обретают реальную возможность быть воедино – одним гармоничным целым, преодолевая деструктивные личный эгоизм, межличностную, социальную и национальную рознь, продвигаются по пути ответственного служения Богу и ближнему. Церковь – это система духовного иммунитета, обеспечивающая защищенность и выживаемость общественно-государственного организма в экстремальных ситуациях, во времена острых кризисов и тяжелых испытаний.

Таким образом, быть истинным патриотом значит быть со Христом и Его единой, святой, соборной и апостольской Церковью, которую по обетованию Самого Господа не одолеют врата адовы (Мф. 16:18). Когда мы в Православной Церкви, тогда все испытания и трудности преодолеваются с помощью Божией, тогда Бог нам прибежище и сила (Пс. 45:1).

Иерей Тарасий Борозенец