«Кто обладает терпением,
может достичь всего»
Франсуа Рабле
Вся наша жизнь проходит в суете. Мир настолько нас поглощает, что мы становимся рабами греха. Но человек свободен в своем выборе, и главное, чтобы наш выбор совпадал с волей Божией. Идя по жизни, мы совершаем много ошибок, посредством которых порой меняем и своё мировоззрение. Немаловажным в избрании правильного выбора является терпение, посредством которого разум соединяется с волей Божией и утверждается в ней.
«Добродетель терпения так возвышена над делами Божиими, что без него никто не может исполнить какой-либо заповеди, никто не в силах совершить какое-либо дело, угодное Богу», – пишет апологет ранней Церкви Тертуллиан. Действительно, человек, который не может терпеть, наполняет свой разум помыслами, мешающими ему здраво рассуждать, и эти помыслы ещё более усугубляют нетерпение к окружающим и тем самым очерняют сердце ненавистью и недоброжелательством.
Человек – это особенное существо, это особый мир, очень богатый, не только сравнимый с целой Вселенной, но и значительно ее превосходящий. И вот ему, этому миру, дана такая возможность от Бога, исходя из его качеств, талантов, воспитания, окружающей обстановки, времени, в котором он живет, места, где он родился – наиболее реализовать себя, получить наибольшую радость. И если человек идет против этой воли Божией, то он обедняет сам себя.
Вот, например, гвоздь. Можно попытаться употребить его в пищу. Или попробовать вырастить из него какой-нибудь цветок. Но это гвоздь – ничего не получится. Человек – не гвоздь. У него есть все для того, чтобы достичь совершенства, ради которой он создан и к которому призван Творцом. Человек может свободно раскрыться и стать удивительно прекрасным или напротив – исказить себя до неузнаваемости, превратиться во что-то мерзкое и отвратительное. Так что надо искать исполнения воли Божией.
«Ничто так не сильно, как долготерпение; такой человек не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе. Ты хочешь получить блаженство там – потерпи здесь ради Христа; ничто не может сравняться с этим блаженством», – пишет святитель Иоанн Златоуст. И эти слова поистине должны стимулировать наше терпение. Ведь искренне любящий христианин всей своей жизнью должен возлюбить своего Творца и ради Него стремиться преодолеть все трудности и нестроения, которые будут встречаться на его жизненном пути.
«Верующий без ропота переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит венец нетленный», – пишет преподобный Симеон Новый Богослов. Дабы укрепить свое терпение, нам необходимо помнить, что оно – форма проявления нашей любви к Богу и ближнему, поэтому всё чаще необходимо упражняться в любви, чтобы оправдать свои надежды в жизни вечной.
Надо укреплять свое терпение, чтобы оно не истощалось. Для этого у человека есть ещё два способа, два пути: воздержание, пост – в обращении к себе и молитва – в обращении к Богу.
Ну и, конечно, как же мы можем проявить свое терпение без упования на помощь Божию? Поэтому, искренне надеясь на нее, мы должны ещё более усугублять своё терпение посредством молитвы к Всемогущему.
«Терпение есть поистине «лествица совершенства», – пишет русский философ Иван Ильин. Поэтому, помня о том, что духовное совершенствование – это тот узкий путь, который ведёт в Царствие Небесное, мы должны ещё более стремиться стяжать эту спасительную добродетель, дабы осуществить уже в этой жизни смысл своего пребывания на земле.