Новомученники и исповедники Российские и Русская идея

Автор: Борозенец Т.А. Национальная идея в своей основе – это высший идеал, придающий смысл существования народу и стране, вдохновляющий его на трудовые и ратные подвиги, на служение заботы и любви, на всецелое самопожертвование ради своего Отечества. Национальный идеал выражает все самое лучшее, доброе, прекрасное, светлое, чем живет, дышит и питается тот или иной народ.

Патриотизм, любовь к Родине, невозможен без национального идеала. Потеря, разрушение и извращение идеала ведут к утрате веры в свои силы и надежды на лучшее. Вместо них души людей становятся одержимыми комплексом неполноценности. Любовь извращается в гордыню, зависть, злобу и ненависть по отношению к другим народам и странам. Патриотизм подменяется национализмом, расизмом, экстремизмом и другими формами ксенофобии. Другой превращается в чужого, ближний – во врага. Люди начинают самоутверждаться не за счет созидания, но за счет разрушения, войны и варварства. Это путь самоубийственной деградации личности и общества, народа и государства, путь низводящий в бездну ада.

Наша, русская национальная идея заключается в идеале Святой Руси. Об этом в позапрошлом веке вдохновенно писал самый выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. Лучшего, высшего, совершеннейшего понимания никто в мире не сформулировал. Можно с уверенностью сказать, что уже и не сформулирует. Выше этого просто ничего нельзя помыслить. Ведь, что может быть выше святости, которая означает ничто иное, как совершенство в единстве со Всесовершенным Богом.

Идея Святой Руси выражает жажду святости здесь, на земле, стремление свято, праведно жить в условиях земного существования, стремление организовать личную и семейную жизнь, общество и государство как икону Небесного Иерусалима, Царствия Божия.

Конституирующие принципы Святой Руси: христоцентричность, экклесиологичность (православная церковность), теократический монархизм. На этой триаде стоит Святая Русь. О монархизме как основном принципе русской идеологии богословстовал ныне прославленный Русской Православной Церковью свт. Серафим (Соболев).[1]

Выше, драгоценнее идеала Святой Руси ничего нет в русской культуре. Все другие ее достижения и ценности меркнут в сопоставлении с идеей Святой Руси. Для них она – критерий, мерило их важности, значимости, русскости, наконец. Это потому, что она напрямую связана с Богочеловеком Иисусом Христом, выражает не только Его учение, но содержит в себе Его живой, родной образ – образ русского Христа.

При царях Иоанне III, Иоанне IV, Федоре Иоановиче, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче Россия пыталась воплотить идеал Святой Руси на земле – стать восприемницей, наследницей павшей православной Ромейской империи, Третьим Римом. Московское царство стремилось учесть все ошибки первого и второго Римов, Рима и Константинополя, чтобы не повторять этих ошибок, чтобы продолжить дело проповеди чистого и полного благовестия Христова, чтобы превзойти их в исполнении всемирной миссии сохранения и распространения Православия.

Именно тогда Русь восприняла из рук павшей православной Византии то великое призвание, о котором говорили великие русские философы, писатели и старцы. «Вся Россия для того только и живет, чтобы служить Христу и оберегать от неверных всё вселенское Православие». Эти слова Достоевского выражают истинный смысл существования великой русской цивилизации ‑ Русского мира.[2]

К сожалению, секуляризация и другие государственные преобразования, начавшиеся с Петра I и продолженные его преемниками на троне, привели к подмене идеала Святой Руси великодержавным, абсолютистским идеалом Великой Российской империи. При всей правильности сформулированной графом Сергеем Семеновичем Уваровым идеологической триады «Православие. Самодержавие. Народность», она не соответствовала реальной государственной политике и состоянию общества. Принцип государственно-церковной симфонии был нарушен. Патриаршество отменено. Вместо него введено синодальное управление, которое закрепощало Церковь, подчиняло ее государственному аппарату и лишало свободы действий. Высшие слои общества, его элита все больше озападнивались, отказывались от веры своих отцов, становились светскими и неверующими. В итоге общество было расколото на простонародную, малообразованную православную массу и прозападную вольнодумную элиту. Эти факторы в итоге привели к революционной смуте, падению монархии, вакханалии гражданской войны, приходу к власти воинствующих безбожников (большевиков), самым массовым в истории гонениям на Церковь.

Парадоксально, но победа коммунистической идеи в России стало возможной, благодаря живущему в народе идеалу Святой Руси, благодаря той богоносности русского народа, о которой писал Федор Михайлович Достоевский. Обманутый, одурманенный большевистской пропагандой православный народ подчинился коммунистической власти и идеологии, поскольку она была материлистическим извращением идеи Святой Руси. Коммунизм обещал построение Рая на земле, но без Бога; предлагал свой образ святости – образ героического строителя коммунизма, ради любви к человечеству, его светлому будущему готовому пойти на любые жертвы. Русский коммунизм был квазиправославным феноменом. Об этом в свое время проникновенно писал выдающийся русский философ-экзистенциалист Николай Бердяев.[3]

После распада СССР, краха коммунистической системы и идеологии, мировоззренческого и этического вакуума, разгула либерализма Россия пытается нащупать, найти свою национальную идею. Для нас православных она давно ясна. Проблема в том, что она вовсе не очевидна для большинства нашего общества. При статистических 80-ти процентах граждан России признающих себя православными, едва ли 5% из них являются воцерковленными, сознательно принимающими идею Святой Руси как свой, личный идеал и смысл.

Нужно признать, что современная Россия в своем социально-политическом и экономическом устройстве не соответствует идее Святой Руси. Наше государство, наша школа, наше общество при всей открытости и взаимодействии с Церковью все еще являются светскими. Церковь все ещё фактически отделена от государства и от школы. Наша политическая система организована на либерально-демократических началах. В экономике доминируют либерально-рыночные подходы. В личной и семейной жизни массово распространено детоубийство (аборты), измены, разводы, безнравственность. Конституционно запрещена любая государственная идеология.

О каком христоцентризме, православной церковности и монархизме можно говорить? О какой Святой Руси? В нынешних условиях она остается желанным, но пока не реалистичным проектом для православного, воцерковленного меньшинства русских людей.

В сфере социально-политического устройства нашего общества Святая Русь все еще остается несбывшимся далеким идеалом. Однако Святая Русь реально воплощена во всех русских святых. Все русские святые убедительно доказывают реальность Святой Руси. С особой силой это сделали новомученики и исповедники Российские во времена, когда казалось, что Русь уже умерла, что на смену ей окончательно и бесповоротно пришел коммунистический интернационал. Свт. Григорий Палама говорил: «Слово борется со словом, но кто опровергнет жизнь?» Тем более, если это жизнь, увенчанная мученической смертью за Христа.

История русской святости знает множество ликов святых – благоверные, преподобные, святители, праведные, блаженные… Особое место среди них занимают страстотерпцы, мученики и исповедники, пострадавшие за веру во Христа в ХХ в. Они подвигом своей верности Христу со всей очевидностью явили идеал Святой Руси как реальность. После жесточайших гонений на Церковь огромный сонм новых русских мучеников и исповедников веры стали живыми доказательствами жизненности Святой Руси, ее актуальности и современности.

Враг рода человеческого через легионы своих слуг смог разрушить Российскую империю, одурманить и погубить множество русских людей. Главное, что он не смог сделать, ‑ это уничтожить Церковь Христову, захватить бастион личной святости ее верных сынов и дочерей. В этом заключается великая победа Христа и Его Церкви над лукавым и его великое поражение. Ибо, по слову апостола Павла, сила Христова в немощи совершается!

Древнегреческое слово μάρτυς, μάρτῠρος, которое мы по-русски переводим как мученик, буквально означает свидетель. И действительно, мученики – это свидетели Господа нашего, Богочеловека Иисуса Христа, свидетели Его жизни, смерти и воскресения. Они свидетельствуют о них своими помышлениями, словами, делами, самой своей смертью.

Мученики – это люди, всецело уподобившиеся Христу, ставшие Его живыми иконами. Своей жизнью они являют Его жизнь, своей смертью ‑ Его смерть. Они мужественно идут на муки и смерть, ибо веруют в Его воскресение. Они удостоверяют нас в воскресении своим бесстрашием, бескомпромиссным предпочтением жизни со Христом на Небесах благополучной земной жизни. У них нет ничего своего. Все их – отдано, посвящено Христу. Все их – Христово. И потому все Его – их. О таковых говорил Апостол Павел: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).

С самого начала христианской истории верующие почитали подвиг мучеников, благоговейно собирали и хранили их останки (мощи), молитвенно обращались к ним за поддержкой и укреплением. Взирая на пример их жизни, учились решимости, терпению, вере, надежде и любви.

Благословен тот род, который взрастил мученика, свята та земля, которая была освящена мученической кровью, поистине счастливы те люди, которые удостоились быть соплеменниками мученика, славна и преславна та поместная Церковь, которая дала православному миру мучеников. Чем больше мучеников и других святых, тем сильнее Церковь, тем больше дерзновенных заступников, молитвенников за нас перед Господом Вседержителем.

В веке ХХ-м, страшном веке неверия и зла, в котором, казалось, оправдались слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Если Бога нет, то все позволено», Русская Православная Церковь просияла бесчисленным сонмом исповедников и мучеников. Это было время великой жатвы Господней, время великого очищения, прославления и торжества Церкви в горниле ужаснейших исторических гонений и испытаний. Подобно древним мученикам, кровь новомучеников Российских стала тем семенем, которое дает обильные всходы веры по сей день.

Господь сохранил и защитил Свою Церковь от всех дьявольских козней. По обетованию Спасителя, врата ада никогда не одолеют Ее. Церковь навсегда пребудет единой, святой, соборной, апостольской, то есть православной. Ведь, у нее есть святые, всей своей жизнью исповедующие веру в Сына Божия Иисуса Христа. Они ‑ Его верные солдаты, которые всегда отстаивали Православие, его чистоту и полноту, изумляя своей стойкостью даже беснующихся гонителей и мучителей. Они боролись до смерти и получили венец жизни вечной. По их непрестанным молитвам Господь посылает нам Свою благодать, с помощью которой мы можем нести свой крест без ропота, уныния и отчаяния, с несомненным упованием на милость Божию.

Благодаря святому подвигу новомучеников и исповедников, всех святых в земле Российской просиявших, мы при всех наших личных и общественных грехах, при всех смутах, проблемах и нестроениях, можем называть нашу страну Святой Русью. По молитвам наших святых «Русь еще жива», она развивается и крепнет.

Благодаря их жертвенному подвигу и молитвенному заступничеству наш народ выстоял и победил в Великой Отечественной Войне. Ведь, все видимые исторические события являются проявлением событий происходящих в невидимом, духовном мире. За земными войнами и победами стоят духовные брани и победы. Страна победила нацистских супостатов телесно, потому что за нее подвизались могучие витязи Духа – великая, святая рать, в авангарде которой стоят мученики и исповедники.

Нужно только помнить, что наличие бесчисленного сонма святых заступников – не привилегия, не индульгенция, позволяющая нам жить по нашим прихотям. Подвиг мучеников и новомучеников призывает нас к тому, чтобы мы осознали, кто мы есть на самом деле, откуда мы появились на свет Божий, кто наши предки, н наконец, зачем, ради чего нам дано жить на земле, чтобы покаялись и обратились ко Христу Жизнодавцу.

Внимательно всмотримся в подвиг всех христианских страстотерпцев, мучеников и исповедников, и Ветхозаветных, и Новозаветных, сравним свою жизнь с их жизнью, заглянем в свое сердце, взвесим себя на весах совести, обратимся к ним за помощью и наставлением. Ведь, борьба между Церковью и лежащим во зле миром не прекращается ни на мгновение. Во времена открытых гонений христиан преследуют физически, во времена же внешнего спокойствия происходит иная, духовная брань за души людей, которая в силу своей скрытности бывает даже опаснее видимой. Без молитвенной помощи, защиты и заступничества святых нам в этой брани никак не обойтись.

Мученики в своем подавляющем большинстве не писали книг. Однако жизнь каждого мученика является чрезвычайно глубокой и поучительной книгой, ведущей в жизнь вечную. Все бесчисленные книги жизни мучеников раскрывают перед нами содержание единой Книги Жизни – Благовестия Нового Завета во Иисусе Христе. Поэтому с книгами жизни мучеников не в силах сравниться даже самые лучшие произведения гениальнейших писателей и поэтов.

Чему же нас учат жизненные книги мучеников? Прежде всего, тому, что они были такими же людьми, как и мы с вами. Ходили по той же земле. Так же, как и мы, работали, радовались и страдали… Единственное, что их от нас отличает, это решимость следовать за Христом, что бы ни происходило. И если мы с такой же решимостью пойдем путем Христа, то сможем стать такими же, как и они. Итак, святость – это не что-то неземное, запредельное, а значит не достижимое и не реальное, как мы лукаво себе внушаем, чтобы ничего не делать. Праведность, святость возможна, более того, естественна для человека. В ней и только в ней собственно и состоит наше истинное призвание.

Святые мученики не умерли, не исчезли со смертью, не канули в небытие, как в своей слепоте утверждают атеисты. Они живы. Ведь, у Бога все живы (см. Лк. 20:38). Святые живее всех нас грешных. Потому что они всегда пребывают с Богом в непрестанной молитве за весь мир. С такими молитвенниками мы не имеем права на уныние и отчаяние, на ропот и недовольство жизнью. Не будем же роптать, будем терпеливо нести свой крест с радостью о Христе Иисусе, чтобы вслед за мучениками и всеми святыми достичь Царствия Божия – Царства нескончаемой радости, неиссякаемого блаженства, всевозрастающей любви.

Читая о подвигах мучеников, обращаясь к ним в своих молитвах, будем всегда помнить о всемогущей силе Креста и немеркнущем свете Воскресения Христова, будем переживать торжество Жизни и Любви через стяжание благодати Духа Святого в Православной Церкви. Если нам хотя бы немного удастся приобщиться к свету благодатной пасхальной Радости, мы станем неподвластны никаким житейским бедам и волнениям, которые по истине суть суета всяческая (Екк. 1:2). Тогда мы будем непобедимы и несокрушимы, подобно всем мученикам, исповедникам и страстотерпцам Христовым, ибо так же, как и они, будем опираться на несокрушимое основание – воскресшего Господа нашего Иисуса Христа!

Все русские святые победили диавола. Все они остаются вместе с нами. Сейчас они даже ближе к нам, чем были при своей земной жизни. Все они сейчас – на Небесах, с Господом, в рядах торжествующей над грехом, тлением и смертью Церкви. Все они предстательствуют перед Богом о каждом из нас, обо всей России, защищают ее своим молитвенным покровом.

Святая Русь – это, прежде всего, люди – русские люди ‑ уже святые, и еще идущие по пути спасения. Это Русская Православная Церковь. Эту Святую Русь у нас никто отнять не может. От нас самих, от нашей свободной воли, зависит принадлежим мы к ней или нет. Пока есть Русская Православная Церковь, как хранительница и подательница всеосвящающей благодати Божией, Россия имеет возможность покаяться, обратиться к Богу, исцелиться и обновиться, стать святой во всех сферах своей жизни.



[1] Свт. Серафим (Соболев) Русская идеологияhttps://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/russkaja-ideologija/

[2] Прп. Иустин (Попович) Философия и религия Ф.М. Достоевского http://predanie.ru/iustin-popovich-prepodobnyy/filosofiya-i-religiya-dostoevskogo/

[3] Николай Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_042_0.html