В защиту Успенского храма

Автор: О.М.Санталова

Когда бывает нужда сходить в Окружную больницу, стараюсь зайти в Знаменский храм – выйдешь и уже без боязни идешь на любые процедуры или за результатами исследований, предав свое здоровье в руку Божию. И во время воскресных служб не раз приходилось встречать в этом храме пациентов ОКБ, даже приезжих. Порой человек, приехав издалека в незнакомый  город, в храме находит необходимую поддержку и утешение в трудные для него дни, когда узнает страшный диагноз. Правда, в этом крохотном здании во время богослужений трудно больным и пожилым – даже присесть на лавочку приходится дожидаться очереди. Летом проще – можно в притворе постоять, прихожане с малышами и вовсе на улице большую часть службы бывают. А как становится прохладно – в храме не протиснуться, отсутствие гардероба не могут возместить несколько крючков у входа.

Мы так надеялись, что начатый снос деревянных домов на перекрестке Комсомольской и Калинина даст возможность построить новый большой храм – с достаточной прилегающей территорией, где можно было бы установить детскую площадку, разместить воскресную школу, которая в настоящее время ютится в маленькой трапезной.

Оказывается, есть мнение, что в Ханты-Мансийске достаточно храмов. Честно говоря, не хотелось даже интересоваться, что же взамен предлагается. В Нижневартовске в сентябре проходили общественные слушания, на которых обсуждался вопрос о строительстве храма Сергия Радонежского. Горожане предлагали в качестве альтернативы сквер и автостоянку, даже не пытаясь услышать, что православная община обещает разбить сквер на прилегающей территории. Основной же аргумент противников храмостроительства: храм будет закрывать солнечный свет, а колокола будут мешать спать по утрам.

В 2018 году исполняется 110 лет со дня освящения в юртах Вартовских храма Сергия Радонежского, возведенного на месте часовни Сергия Радонежского, построенной в конце ХIХ века. При храме действовала школа. Но многие ли нижневартовцы знают об этом, о таком юбилее?

В рамках окружного проекта «Югра многовековая» в Ханты-Мансийском автономном округе готовится академическое издание по истории региона, который в этом году отмечает 900-летие первого летописного упоминания о нем. История воцерковления коренных жителей Югры, строительства на этой земле православных храмов является одной из значимых страниц истории нашего края.

В Нижневартовске я прожила 26 лет, из них 7 лет – возле храма Рождества Христова, поэтому с удивлением узнала, что, оказывается, для кого-то из горожан храм может быть неприятным соседством. Наоборот, все, кто бывал у меня в гостях, по-хорошему завидовали виду из окна, тому, что иногда благодатный колокольный звон перекрывает  гул автомобилей с проезжей части шумной улицы.

Выпады против строительства храма – это тревожный звоночек для городской власти, общественности города. Потому что тем, кому мешают храмы, мешают и все ходящие в храмы, мешает всякое присутствие Церкви и вообще любой религии – в культуре, в образовании, в быту. Благодаря активному противодействию таких людей долгое время в системе образования невозможно было говорить о том, что сама государственность в России, тем более культура и образование, имеют православные корни.

Святой преподобный Сергий всегда был почитаем как молитвенник за землю Русскую, учил соотечественников твердо защищать свою землю от всех посягательств, ради блага своего Отечества пренебрегать своими житейскими попечениями, превыше же всего дорожить миром между собой. Его заветы актуальны и в наши дни. Пусть наши города прирастают храмами, а не центрами для наркозависимых и прочих духовно увечных жителей, которых мы потеряли только потому, что не смогли объяснить им правильные смыслы жизни. Пусть нам Бог всегда помогает, а не мешает в личном и общественном пространстве жизни.

В тропаре празднику Успения Пресвятой Богородицы есть слова: «Во успении мира не оставила еси, Богородице». Не оставит Божия Матерь и хантымансийцев, если мы не будем противиться Ее попечению о нас.

Не будем же уподобляться тем из наших предков, которые в прошлом веке взрывали и закрывали храмы, устраивая в них клубы. Бог поругаем не бывает, но за дела богохульников и святотатцев расплачиваются их дети и внуки.