Символика: христианско-православной культуры

Иерей Тарасий Борозенец: Символика: христианско-православной культуры Символ и символика В рамках философского и богословского подхода символ – это знак, задача которого не просто указать на нечто другое, большее его самого, но привести человека к встрече и соединению с тем, на что он указывает. Слово символ происходит от др.-греч. глагола συμβάλλω– соединяю...

 

Символ и символика

В рамках философского и богословского подхода символ – это знак, задача которого не просто указать на нечто другое, большее его самого, но привести человека к встрече и соединению с тем, на что он указывает. Слово символ происходит от др.-греч. глагола συμβάλλω– соединяю.

Символы, прежде всего, употребляются в сфере религиозной жизни. Это не случайно. Суть религии в соединении человека с некой высшей сверхъестественной, сакральной реальностью. Слово религия происходит от латинского глагола religare – соединять, связывать, восстанавливать единство. 

Славянским словом, обозначающим религию, является слово «вера». По мнению этимологов оно происходит от индоевропейской основы «wer», переводимой, с одной стороны, как «истинный, правдоподобный», с другой, как «веревка, связь».

Как видим, слова символ, религия и вера являются по сути однозначными.

Символика – это некая совокупность символов. В том случае, если эта совокупность является упорядоченной по определенным правилам, можно и нужно говорить о символической системе.

Как средство общения символика является языком; как средство познания – текстом. Каждая религия использует свой символический язык, на котором она выражает себя, дает возможность адепту вступать в общение с ее сакральной (священной) Реальностью. Для людей каждая религия предстает символическим текстом, требующим прочтения, истолкования и понимания.

Символика находится между профанным (обыденным), и сакральным (чудесным и таинственным), одновременно связывая и разделяя их. Символический не значит нереальный или менее реальный. Символика – это особая реальность, находящая между двумя другими особыми реальностями – чувственной (видимой), и духовной (невидимой).

Главная функция религиозного символа – функция опосредования. В зависимости от наличия и качества личной веры символ может как отделять, так и соединять людей между собой. Одни и те же религиозные символы, с одной стороны, отделяют неверующих и непосвященных от верующих и посвященных, с другой, соединяют верующих между собой в единой целое религиозной организации.

Символика позволяет выражать невыразимое для своих и скрывать очевидное для чужих. Поэтому символ неразрывно связан с тайной и таинством. Он являет высшую Тайну, само Сакральное, позволяет приобщаться к ней через Таинство, священный ритуал, при этом нисколько не нарушая ее принципиальной непостижимости.

В зависимости от формы выражения символика бывает словесная, звуковая и визуальная. Последнюю можно подразделить на геометрическую, объектную, жестовую, цветовую и числовую.

В зависимости от сложности символы распределяются на простые, односложные, и сложные, комплексные. 

В зависимости от степени приобщенности к обозначаемой реальности можно выделить опосредованные, условные, указывающие и непосредственные, реальные, соединяющие символы.

Православно-христианская символика

Христианская символика выражает христианское вероучение и служит средством соединения человека и Бога во Христе через Церковь. Ее задача привести людей ко встрече со Христом, раскрыть Его учение и образ жизни, дать верующим язык общения с Богом и друг с другом, явить все сущее как творение, произведение, книгу, написанную Божественным Автором.

Все творения, как целиком, так и по отдельности, от грубо материальных до бесплотных, являются символами Творца, Его знаками и образами. В наибольшей степени из всего сотворенного символом Божиим является человек как творение по Его образу и подобию, как богообразный одушевленный микрокосм.

Наиболее полно христианская символика выражена в православном храме во время Божественной Литургии. Именно в Литургии достигается высочайший синтез основных искусств, поразительная гармония их выразительных форм – литературы (тексты Священного Писания, песнопений и чтений) архитектуры, живописи (фрески, иконы), ювелирного и декоративно-прикладного искусства, музыки (пение), хореографии (ритуальные движения), даже дизайна одежды (облачения) и парфюмерии (благоухания).

В храме совершаются Таинства – церковные священнодействия для соединения с Богом по благодати. Крещение, Миропомазание, Рукоположение (Священство), Исповедь, Венчание, Соборование… Каждое Таинство – это комплексный, непосредственный, реальный Символ, ибо благодаря им происходит реальное личное соединение со Христом, а не просто указывается на Него.

Во время Литургии совершается Таинство Евхаристии, когда земные хлеб и вино реально прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь Христа, когда верные через Причащение действительно всецело и самым полным образом соединяются с Господом. В этом соединении состоит смысл христианской жизни и христианской символики. 

По мысли святых отцов, Евхаристия – высочайший реальный Символ христианства, поскольку в Ней реально происходит наиболее полное соединение верующего с Самим Христом, а через Него с Самой Троицей единосущной и нераздельной.

Так преподобный Симеон Новый Богослов утверждал, что святая Евхаристия – это таинство в котором человек, «принимая Дух нашего Владыки и Бога, становится сопричастником Его Божества и сущности, а вкушая Его всенепорочную плоть, становится всецело сотелесником Его и сродником»… «Приобщаясь обоженного Тела, и я становлюсь Богом неизреченным соединением. Смотри, какая тайна! Душа таким образом и тело <…> единое в двух сущностях. Итак, эти оба, единое и двойственное, причастившись Христу и испивши Крови, обеими сущностями, а также природами соединившись с моим Богом, становятся Богом по причастию и называются одноименно по Его имени, Которому они причастились существенно» (Цит. по Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н. Новгород, 1996).

Таким образом, все христианские символы так или иначе указывают на Христа и на необходимость приобщиться к Нему. Видимые, слышимые, осязаемые и обоняемые символы низшего порядка возводят верующего к комплексным реальным символам высшего порядка – церковным Таинствам, которые в свою очередь устремлены к высочайшей вершине, к Таинству Таинств, Торжеству из Торжеств, Символу Символов – Божественной Евхаристии. Указывающие символы ведут к соединяющим Символам-Таинствам, Символы-Таинства возводят человека к максимальному единству с Богом в Символе-Евхаристии.

Иерей Тарасий Борозенец