Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, ВРАЧА БЕЗМЕЗДНОГО Дни памяти - 14 июня. Преподобный Агапит Печерский родился в Киеве, был учеником св. преподобного Антония Печерского. Святой Агапит безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. Преподобный претерпел много скорбей от завистливого врача-армянина, который хотел его отравить Но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему. Своими чудесами св. Агапит обратил в православие врача-армянина, и тот принял иноческий образ. После многих трудов и подвигов преподобный Агапит мирно почил о Господе около 1095 г., был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, ВРАЧА БЕЗМЕЗДНОГО

Ко­гда пре­по­доб­ный отец наш Ан­то­ний Пе­чер­ский[1] был про­слав­лен да­ром ис­це­ле­ния, при­шел к нему в пе­ще­ру из Ки­е­ва бла­жен­ный Ага­пит, же­лая по­лу­чить ду­шев­ное ис­це­ле­ние через по­стри­же­ние в ино­че­ский чин; удо­сто­ив­шись же­ла­е­мо­го, он всем серд­цем по­сле­до­вал ан­ге­ло­по­доб­но­му жи­тию пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ру­ко­во­дясь и его на­став­ле­ни­я­ми. Ага­пит был оче­вид­цем то­го, как этот ве­ли­кий муж сам слу­жил бо­ля­щим и ис­це­лял их сво­ею мо­лит­вою, при­чем скры­вая да­ро­ва­ние, дан­ное мо­лит­ве его, вру­чал недуж­ным под ви­дом ле­кар­ства тра­вы от пи­щи сво­ей. Ви­дя это, бла­жен­ный Ага­пит на­чал со­рев­но­вать свя­то­му стар­цу в по­дви­гах и тру­дил­ся так мно­го лет; ко­гда рас­хва­ры­вал­ся кто-ли­бо из бра­тии, бла­жен­ный остав­лял кел­лию свою, в ко­то­рой не бы­ло ни­че­го, что мож­но бы­ло бы по­хи­тить, при­хо­дил к бо­ля­ще­му бра­ту и слу­жил ему: под­ни­мал его, укла­ды­вал, вы­но­сил на сво­их ру­ках и непре­стан­но мо­лил Бо­га об ис­це­ле­нии недуж­но­го; ес­ли же бо­лезнь ино­гда и за­тя­ги­ва­лась, то чрез это Гос­подь же­лал умно­жить ве­ру и уси­лить мо­лит­ву ра­ба Сво­е­го Ага­пи­та. Под­ра­жая по­дви­гам пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, бла­жен­ный Ага­пит спо­до­бил­ся быть участ­ни­ком и рав­ной с ним бла­го­да­ти: мо­лит­вою сво­ею он ис­це­лял всех бо­ля­щих, так­же по­да­вая им тра­вы, ко­то­рые ва­рил в пи­щу се­бе, за что, соб­ствен­но, и был про­зван вра­чом. О нем рас­про­стра­ни­лась мол­ва в Ки­е­ве, и мно­го бо­ля­щих при­хо­ди­ло к нему, от­хо­дя здо­ро­вы­ми.

В то вре­мя жил во Ки­е­ве некий врач, про­ис­хож­де­ни­ем и ве­рою ар­мя­нин, на­столь­ко ис­кус­ный в сво­ем де­ле, что рань­ше не бы­ло рав­но­го ему. До­ста­точ­но бы­ло ему взгля­нуть на бо­ля­ще­го смерт­ным неду­гом, как он тот­час узна­вал и объ­яв­лял день и час его кон­чи­ны, и все­гда без­оши­боч­но; та­ко­го боль­но­го он уже ни за что не хо­тел ле­чить. Один из бо­ля­щих та­ко­го ро­да, пер­вый бо­ярин у ве­ли­ко­го кня­зя Все­во­ло­да[2], ко­то­ро­го ар­мя­нин по­верг в от­ча­я­ние, пред­ска­зав смерть чрез во­семь дней, был при­не­сен в Пе­чер­ский мо­на­стырь. Но бла­жен­ный Ага­пит, со­тво­рив мо­лит­ву о нем, дал ему в пи­щу трав, ко­то­рые вку­шал сам, и ис­це­лил его; и немед­лен­но про­шла о нем сла­ва по всей зем­ле Рус­ской. Ар­мя­нин, уязв­лен­ный стре­лою за­ви­сти, на­чал уко­рять бла­жен­но­го и по­слал в Пе­чер­ский мо­на­стырь од­но­го осуж­ден­но­го на смерть, ко­то­рый дол­жен был при­нять пред Ага­пи­том яд и уме­реть. Бла­жен­ный, ви­дя это­го че­ло­ве­ка уми­ра­ю­щим, дал ему с мо­лит­вою о нем той тра­вы, ко­то­рую вку­шал сам, и этим из­ба­вил от смер­ти об­ре­чен­но­го на смерть. С тех пор ар­мя­нин осо­бен­но во­ору­жил­ся на бла­жен­но­го и под­го­во­рил сво­их еди­но­вер­цев по­дать са­мо­му Ага­пи­ту пи­тье с при­ме­сью смерт­но­го яда; бла­жен­ный же при­нял и остал­ся невре­ди­мым. «Зна­ет Гос­подь, как из­бав­лять бла­го­че­сти­вых от ис­ку­ше­ния» (2Пет.2:9) по сло­ву Сво­е­му: «ес­ли что смер­то­нос­ное вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18).

По­том раз­бо­лел­ся в Чер­ни­го­ве князь Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах[3]. Ар­мя­нин хо­тя и ста­ра­тель­но вра­че­вал его, но без­успеш­но, так что недуг всё бо­лее и бо­лее уве­ли­чи­вал­ся. Уже бу­дучи при кон­чине, князь про­сил то­гдаш­не­го игу­ме­на Пе­чер­ско­го Иоан­на при­слать к нему в Чер­ни­гов для вра­че­ва­ния бла­жен­но­го Ага­пи­та. Игу­мен при­звал его и из­ве­стил о прось­бе кня­зя, но бла­жен­ный Ага­пит, ко­то­ро­го ни­кто еще не ви­дел вы­хо­дя­щим из во­рот для вра­че­ва­ния вне мо­на­сты­ря, со сми­ре­ни­ем ска­зал:

– Ес­ли я пой­ду для это­го де­ла к кня­зю, то и ко всем дол­жен ид­ти. Про­шу те­бя, от­че, не по­буж­дай ме­ня вы­хо­дить за мо­на­стыр­ские во­ро­та ра­ди сла­вы че­ло­ве­че­ской, из­бе­гать ко­то­рой обе­щал­ся я пред Бо­гом до по­след­не­го из­ды­ха­ния. Ес­ли поз­во­лишь, луч­ше я уда­люсь в иную стра­ну и по­том опять воз­вра­щусь сю­да, ко­гда минет эта нуж­да.

По­слан­ный кня­зя, убе­див­шись, что не бу­дет в со­сто­я­нии при­звать к сво­е­му гос­по­ди­ну са­мо­го бла­жен­но­го Ага­пи­та, на­чал про­сить, чтобы он дал хо­тя трав для ис­це­ле­ния. По убеж­де­ни­ям игу­ме­на, бла­жен­ный дал по­слан­но­му трав от пи­щи сво­ей; их при­нес­ли к кня­зю, по­след­ний вку­сил и немед­лен­но вы­здо­ро­вел по мо­лит­вам бла­жен­но­го.

То­гда князь Вла­ди­мир Мо­но­мах при­шел сам в Пе­чер­ский мо­на­стырь, же­лая ви­деть то­го, чрез ко­го Бог воз­вра­тил ему здра­вие; он ни­ко­гда не встре­чал­ся ра­нее с бла­жен­ным и те­перь же­лал по­чтить его, щед­ро ода­рив. Но Ага­пит, не же­лая зем­ной сла­вы, скрыл­ся; то­гда князь от­дал игу­ме­ну при­не­сен­ное для угод­ни­ка Бо­жия зо­ло­то. Но спу­стя немно­го вре­ме­ни тот же Вла­ди­мир сно­ва по­слал од­но­го из сво­их бо­яр со мно­ги­ми да­ра­ми к бла­жен­но­му Ага­пи­ту. По­слан­ный на­шел свя­то­го Ага­пи­та в кел­лии и по­ло­жил пред ним по­дар­ки кня­зя. Бла­жен­ный ска­зал ему:

– Ча­до, ни­ко­гда, ни от ко­го и ни­че­го не брал я (за ис­це­ле­ние), по­то­му что ис­це­лял си­лою не сво­ею, но Хри­сто­вою; не тре­бую это­го и ныне.

Бо­ярин от­ве­чал:

– От­че. По­слав­ший ме­ня зна­ет, что ты ни­че­го не тре­бу­ешь; но умо­ляю те­бя, при­ми это, чтобы уте­шить сы­на тво­е­го, ко­то­ро­му чрез те­бя Бог да­ро­вал здра­вие; дар же от­дай, ес­ли те­бе угод­но, ни­щим.

Ста­рец от­ве­чал ему:

– Ес­ли ты так го­во­ришь, то при­му с ра­до­стью. Ска­жи по­слав­ше­му те­бя, что и про­чее, что у него есть, – чу­жое, и ни­че­го не возь­мет он с со­бою, ко­гда бу­дет рас­ста­вать­ся с жиз­нью; по­это­му пусть и осталь­ное раз­даст он ни­щим. Ибо Сам Гос­подь, Ко­то­рый на­хо­дит­ся сре­ди обез­до­лен­ных, из­ба­вил его от смер­ти, я же сам по се­бе ни­ка­ко­го успе­ха не имел бы; и про­шу, чтобы он не ослу­шал­ся этих на­став­ле­ний мо­их, дабы не по­стра­дать бо­лее силь­но.

С та­ки­ми сло­ва­ми бла­жен­ный Ага­пит взял при­не­сен­ное зо­ло­то и вы­шел с ним из кел­лии, как бы для то­го, чтобы спря­тать его; вы­нес и бро­сил, сам же бе­жал и скрыл­ся. Спу­стя немно­го вре­ме­ни бо­ярин вы­шел, уви­дел бро­шен­ные пред во­ро­та­ми да­ры, под­нял и от­дал игу­ме­ну Иоан­ну. Воз­вра­тив­шись к кня­зю, он рас­ска­зал ему всё, что ви­дел у бла­жен­но­го и что слы­шал от него; и все ура­зу­ме­ли, что это – ис­тин­ный раб Бо­жий, ищу­щий на­гра­ды от од­но­го Бо­га, а не от лю­дей. Князь же, не осме­ли­ва­ясь ослу­шать­ся свя­то­го, на­чал раз­да­вать ни­щим ще­д­рую ми­ло­сты­ню.

По­сле мно­гих бо­го­угод­ных тру­дов и по­дви­гов впал в бо­лезнь и сам без­мезд­ный врач, бла­жен­ный ста­рец Ага­пит. Узнав об этом, вы­ше­упо­мя­ну­тый врач ар­мя­нин при­шел по­се­тить его и на­чал спо­рить с ним о вра­чеб­ном ис­кус­стве, спра­ши­вая, ка­ким сред­ством ле­чит­ся недуг Ага­пи­та.

Бла­жен­ный от­ве­чал:

– Тем, ка­ким по­да­ет здра­вие Сам Гос­подь, врач ду­ши и те­ла.

Ар­мя­нин счёл его со­вер­шен­но не зна­ю­щим вра­че­ва­ния и ска­зал со­про­вож­дав­шим его:

– Он ни­че­го не зна­ет в на­шем ис­кус­стве.

По­том взял его за ру­ку и ска­зал:

– Го­во­рю ис­ти­ну: на тре­тий день он умрёт; ес­ли из­ме­нит­ся сло­во мое, то я из­ме­ню жизнь мою и сам ста­ну та­ким же мо­на­хом.

Бла­жен­ный с го­ряч­но­стью ска­зал:

– Так вот спо­соб тво­е­го вра­че­ва­ния: боль­ше го­во­рить о смер­ти, чем о по­мо­щи! Ес­ли ты ис­ку­сен, дай мне жизнь; ес­ли не мо­жешь это­го, за­чем уни­жа­ешь ме­ня и осуж­да­ешь на смерть в тре­тий день? Ме­ня же из­ве­стил Гос­подь, что через три ме­ся­ца отой­ду я к Нему.

Сно­ва ска­зал ему ар­мя­нин:

– Вот ты уже весь из­ме­нил­ся; та­кие ни­ко­гда не вы­жи­ва­ют доль­ше трех дней.

Свя­той Ага­пит дей­стви­тель­но был в край­нем из­не­мо­же­нии, так что без по­сто­рон­ней по­мо­щи не мог да­же дви­нуть­ся. Меж­ду тем к бла­жен­но­му Ага­пи­ту, са­мо­му силь­но бо­ля­ще­му, при­нес­ли для ис­це­ле­ния неко­е­го боль­но­го из Ки­е­ва. Бла­жен­ный с Бо­жи­ею по­мо­щью немед­лен­но встал, как бы и во­все не бо­лел, взял обыч­ную свою тра­ву, ко­то­рую вку­шал, и по­ка­зал ар­мя­ни­ну, го­во­ря:

– Вот тра­ва, ко­то­рою я вра­чую: смот­ри и ра­зу­мей.

Тот, по­смот­рев, ска­зал свя­то­му:

– Это не из на­ших трав, но, ду­маю, из Алек­сан­дрии.

Бла­жен­ный, осуж­дая неве­же­ство его, дал бо­ля­ще­му вку­сить тра­вы, по­мо­лил­ся и немед­лен­но со­тво­рил его здо­ро­вым. По­том он ска­зал ар­мя­ни­ну:

– Сын мой, про­шу те­бя, вку­си этой тра­вы со мною, ес­ли хо­чешь, ибо ни­чем иным не мо­гу уго­стить те­бя.

– От­че, – от­ве­чал ему ар­мя­нин, – мы в этом ме­ся­це по­стим­ся че­ты­ре дня, и те­перь я дер­жу пост.

Услы­шав это, бла­жен­ный спро­сил его:

– Кто ты и ка­кой ве­ры?

Тот от­ве­чал:

– Раз­ве ты не слы­шал обо мне, что я ар­мя­нин?

То­гда бла­жен­ный ска­зал ему:

– Как же ты осме­лил­ся вой­ти сю­да и осквер­нить мою кел­лию, да еще дер­жишь ме­ня за греш­ную мою ру­ку? Выдь от ме­ня, ино­вер­ный[4] и нече­сти­вый.

И тот, по­срам­лен­ный, уда­лил­ся.

По­сле то­го бла­жен­ный Ага­пит про­жил, как пред­рек ра­нее, три ме­ся­ца и, немно­го по­болев, ото­шел ко Гос­по­ду. Бу­дучи на зем­ле вра­чем без­мезд­ным, он при­нял ве­ли­кую на­гра­ду уже на небе, где нет бо­лез­ни. Бра­тия при­го­то­ви­ли к по­гре­бе­нию чест­ное те­ло его и с обыч­ным пе­ни­ем по­ло­жи­ли в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Ан­то­ния[5]. По кон­чине свя­то­го при­шел ар­мя­нин в Пе­чер­ский мо­на­стырь и ска­зал игу­ме­ну:

– От­ныне я остав­ляю ар­мян­скую ересь и ис­тин­но ве­рую в Гос­по­да Иису­са Хри­ста, для Ко­то­ро­го же­лаю тру­дить­ся в свя­том ино­че­ском чине. Бла­жен­ный Ага­пит явил­ся мне и ска­зал: «Ты обе­щал­ся при­нять ино­че­ский об­раз; ес­ли со­лжешь, то по­гу­бишь и жизнь, и ду­шу». Я ве­рую, что явив­ший­ся мне свят, и ес­ли бы хо­тел он доль­ше жить здесь, то это да­ро­вал бы ему Бог. Я по­ла­гал, что он не пе­ре­жи­вет трех дней, а Бог при­ба­вил ему три ме­ся­ца, а ес­ли бы он же­лал, то жил бы и три го­да. Но я ду­маю, что сам он, как свя­той, за­хо­тел оста­вить нас, стре­мясь в Цар­ство свя­тых и ес­ли пре­ста­вил его Бог из вре­мен­ной жиз­ни в сей оби­те­ли, за то да­ро­вал ему жизнь веч­ную в оби­те­лях небес­ных. По­это­му же­лаю ско­рее ис­пол­нить по­ве­ле­ние это­го свя­то­го му­жа.

Игу­мен, вы­слу­шав ар­мя­ни­на, по­стриг его в ино­че­ский об­раз и дол­го на­став­лял вра­ча те­лес, чтобы он, по­сле­дуя бла­жен­но­му Ага­пи­ту, был ис­ку­сен во вра­че­ва­нии сво­ей ду­ши. Ар­мя­нин под­ви­зал­ся бо­го­угод­но и, про­ве­дя осталь­ную жизнь в том же Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, здесь же при­нял бла­жен­ную кон­чи­ну, пре­дав ду­шу свою в ру­ки вра­ча душ и те­лес, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, сла­ви­мо­го с без­на­чаль­ным От­цом и с Пре­свя­тым, Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Ду­хом ныне и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

ИНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО

Пре­по­доб­ный Ага­пит Пе­чер­ский, врач («ле­чец») без­мезд­ный, ро­дом из Ки­е­ва, по­стри­же­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го, жил в XI ве­ке. Ес­ли кто из мо­на­стыр­ской бра­тии за­боле­вал, пре­по­доб­ный Ага­пит при­хо­дил к нему и са­мо­от­вер­жен­но уха­жи­вал за боль­ным, кор­мил ва­ре­ной тра­вой, ко­то­рую го­то­вил сам, и боль­ной вы­здо­рав­ли­вал по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го. К мо­на­стыр­ско­му вра­чу, об­ла­дав­ше­му да­ром ис­це­ле­ния, об­ра­ща­лись за по­мо­щью и мно­гие ми­ряне. В то же вре­мя в Ки­е­ве был опыт­ный врач-ар­мя­нин, ко­то­рый по од­но­му ви­ду боль­но­го мог опре­де­лить сте­пень бо­лез­ни и да­же точ­но опре­де­лить день его кон­чи­ны. Ко­гда один из та­ких об­ре­чен­ных об­ра­тил­ся к свя­то­му Ага­пи­ту, бла­го­дат­ный це­ли­тель с мо­лит­вой дал ему от­ве­дать пи­щи с мо­на­стыр­ской тра­пезы, и боль­ной вы­здо­ро­вел. Раз­жи­га­е­мый за­ви­стью врач хо­тел отра­вить Ага­пи­та, но Гос­подь со­хра­нил пре­по­доб­но­го, и яд не по­дей­ство­вал.

Свя­той Ага­пит ис­це­лил Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го (1114–1125), при­слав ему ва­ре­ное бы­лие. Бла­го­дар­ный князь сам при­шел в мо­на­стырь и хо­тел ви­деть сво­е­го це­ли­те­ля, но сми­рен­ный по­движ­ник скрыл­ся и не при­нял да­ров.

Ко­гда сам свя­той це­ли­тель за­бо­лел, к нему при­шел тот са­мый врач-ар­мя­нин и, осмот­рев, ска­зал, что кон­чи­на по­сле­ду­ет через три дня. При этом он дал обет стать пра­во­слав­ным мо­на­хом, ес­ли его пред­ска­за­ние не ис­пол­нит­ся. Пре­по­доб­ный от­ве­тил, что Гос­подь от­крыл ему, что при­зо­вет его толь­ко через три ме­ся­ца.

Свя­той Ага­пит по­чил через 3 ме­ся­ца (1 июня, не позд­нее 1095), а ар­мя­нин при­шел к игу­ме­ну Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, по­ка­ял­ся и при­нял по­стриг. «Вер­но, что Ага­пит – угод­ник Бо­жий, – ска­зал он. – Я хо­ро­шо знал, что нель­зя ему бы­ло при бо­лез­ни его пе­ре­жить трех дней, а Гос­подь дал ему три ме­ся­ца». Так пре­по­доб­ный из­ле­чил ду­шев­ный недуг и на­пра­вил на путь спа­се­ния.


При­ме­ча­ния

[1] Преп. Ан­то­ний, ро­дом из Лю­бе­ча (в 40 вер­стах от Чер­ни­го­ва), по­стри­же­ник Св. Го­ры Афон­ской. При­дя в Ки­ев, из­брал ме­стом по­се­ле­ния од­ну пе­ще­ру в ле­си­стой го­ре близ Дне­пра. Бо­го­угод­ная по­движ­ни­че­ская жизнь преп. Ан­то­ния со­бра­ла око­ло него мно­гих, же­лав­ших под его ру­ко­вод­ством про­во­дить ино­че­скую жизнь. Так воз­ник зна­ме­ни­тый Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь. Скон­чал­ся преп. Ан­то­ний 90-лет­ним стар­цем, по­сле 46-лет­них по­дви­гов в пе­ще­ре, в 1073 г, 7 мая. Па­мять его 10 июля.

[2] Все­во­лод Яро­сла­вич кня­жил пер­вый раз шесть ме­ся­цев (1075–1076 гг.) и вто­рой раз с 1078 по 1093 год.

[3] Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич кня­жил за­тем в Ки­е­ве с 1114 по 1125 год.

[4] Ар­мяне раз­де­ля­ют мо­но­фи­зит­скую ересь, осуж­ден­ную Чет­вер­тым Все­лен­ским Со­бо­ром в Хал­ки­доне (451 г.) и от­вер­га­ют все по­сле­до­вав­шие за ним Все­лен­ские Со­бо­ры. Сущ­ность мо­но­фи­зит­ской ере­си со­сто­ит в уче­нии, что Гос­подь Иисус Хри­стос, рож­ден­ный из двух при­род, или естеств, пре­бы­ва­ет не в двух – ибо че­ло­ве­че­ская при­ро­да в Ли­це Бо­га Сло­ва так тес­но со­еди­ни­лась с Его Бо­же­ствен­ною при­ро­дою, что толь­ко мыс­лен­но мо­жет от нее от­ли­чать­ся. В Древ­ней Ру­си во­об­ще су­ще­ство­вал взгляд на ар­мян как злых ере­ти­ков: так, мит­ро­по­лит Ки­при­ан (1376–1406) в сво­их ка­но­ни­че­ских от­ве­тах пи­сал игу­ме­ну Афа­на­сию: «ар­мян­ская же ересь гнус­ней­шая па­че всех ере­сей; се­го ра­ди не до­сто­ит пра­во­слав­но­му кре­стья­ни­ну (т. е. хри­сти­а­ни­ну) ни еди­но же об­ще­ние име­ти с ни­ми».

[5] Прп. Ага­пит скон­чал­ся не позд­нее 1095 го­да, мо­щи его по­чи­ва­ют в пе­ще­ре св. Ан­то­ния.

 

МОЛИТВЫ

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

 

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах

глас 6

Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.

 

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.