Иерей Тарасий Борозенец
Бесценна ли земная человеческая жизнь? Христианский ответ.
Сегодня мы живем в светском обществе потребления. Его главными ценностями провозглашаются земная жизнь каждого человека, его права и свободы. Они должны быть гарантированы, защищены и обеспечены со стороны государства.
Часто в СМИ, соцсетях, личном общении приходится слышать следующие максимы: «Человеческая жизнь бесценна».
Некоторые даже с уверенностью утверждают, что это самая, что ни на есть, христианская истина. Поэтому отрицать или сомневаться в ней значит выступать против самого христианства.
Рассматриваемое утверждение провозглашает земную жизнь человека высшей, безусловной ценностью, которую нужно во что бы то ни стало хранить, оберегать и лелеять.
Если утверждение о бесценности земной человеческой жизни истинно, то необходимо произвести радикальное переосмысление и переоценку всей отечественной и мировой истории, включая христианскую традицию.
Результатом такой, как сейчас говорят, деконструкции будет вывод о том, что все вызывающие у нас восхищение и гордость подвиги героического самопожертвования являются ошибками, заблуждениями совершающих их людей, которые стали жертвами государственной пропаганды патриотического долга. Герои превращаются в жертв, а их подвиги – в средства, в детали государственной идеологической машины, подавляющей свободу личности.
Если следовать этой логике, то подвиги героев Великой Отечественной войны, всех защитников нашего земного Отечества в прошлом и настоящем нужно признать ложными и бессмысленными.
Такими же ложными и бессмысленными следует признать добровольную смерть Христовых апостолов и мучеников, смерть воинов-христиан, защищавших своё земное отечество, свой народ, семью, свои святыни на поле брани.
Совершенно ошибочным нужно считать поведение многих родителей-христиан, которые соглашались на муки и смерть своих детей от рук мучителей, только бы самим не отречься от Христа.
Это значит, что и Церковь заблуждается, почитая мучеников за веру и всех отдавших жизнь за Христа и «за други своя» святыми, ставя их в пример для всех верующих.
Однако, мы знаем, что они делали это по примеру Самого Господа. Ведь, «Сын Человеческий… пришёл… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Сам Отец Небесный отдаёт на позорные муки и смерть Своего единственного Сына, жертвует Его земной жизнью. При этом Сын Человеческий из послушания Отцу Сам добровольно восходит на Крест, чтобы принять смерть от рук Своих палачей, жертвует Своей земной жизнью. И Отец, и Сын делают всё это вместе с Духом Святым «нас ради человек и нашего ради спасения».
Все эти факты из Священной и церковной истории свидетельствуют, что есть вещи ценнее земной жизни. Истина, справедливость, правда, милосердие, любовь, долг, служение, спасение, вечное блаженство, родные, друзья, близкие, ближние, соотечественники, Родина, вера и верность, совесть, Церковь. Наконец, Сам Господь, Который сказал: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Лк. 9:24).
Смысл этих слов ясен. Душа здесь обозначает земную жизнь человека. Кто будет абсолютизировать свою земную жизнь, то есть жить исключительно ради удовлетворения своих земных желаний, страстей и похотей, ради мирских благ, наслаждений, богатства и комфорта, тот в результате лишит её смысла и получит вечные адские муки. Тот же, кто обесценит свою земную жизнь, будет служить ею Богу и ближнему, то есть тратить её не на себя, но на других, в итоге наследует вечное блаженство, обретет себя во Христе и Его Царстве.
Земная жизнь дана нам Богом в долг, чтобы мы возвращали её Ему и возвращали с прибылью. Собственно, об этом повествует евангельская притча о талантах (см. Мф. 25:14–30).
По сути, в ней идет речь о двух путях, лежащих перед каждым человеком, – пути смерти и пути жизни – о бескомпромиссном конфликте между ними. «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё»(Втор. 30:19).
Христианский императив креста, жертвенной любви к Богу и ближнему распинает ценность земной жизни, делает её относительной и инструментальной, не самоцелью, но средством служения Господу, Его святой Церкви.
Все этим мы вовсе не хотим сказать, что земная человеческая жизнь не имеет никакой цены. Безусловно, жизнь каждого человека – священный, уникальный и бесконечный дар Божий. Но она не сводится только к земной жизни, не исчерпывается ею.
Земная жизнь – лишь начальная малая часть, временное преддверие жизни вечной. Её смысл — в том, чтобы готовить человека к вечности, вводить в неё, приобщать к ней через Церковь Христову.
От того, как человек распорядиться своей временной земной жизнью, напрямую зависит его вечная жизнь. Мы рождаемся на земле для того, чтобы сделать свой самый главный выбор — выбор между грехом или святостью, злом или добром, Диаволом или Богом, адом или Царствием Небесным, между жизнью для себя или жизнью ради Христа.
Именно поэтому земная жизнь обладает великой ценностью и важностью. Однако, ценность эту она обретает лишь тогда, когда человек готов пожертвовать ею ради Господа, Который есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Как выразил эту мысль Иван Ильин: «Жить надо ради того, за что можно умереть».