ЗАТРАПЕЗНАЯ БЕСЕДА ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ
Под конец трапезы после воскресной службы один прихожанин задал неожиданный вопрос:
– Есть ли жизнь на Марсе? Точнее, есть ли разумная жизнь на других планетах? Как Церковь на это смотрит?
Начал ответ с того, что при всей раскрученности этой темы в массовом сознании до сих пор нет никаких объективных научных доказательств существования внеземных цивилизаций, высокоразвитых инопланетян, даже самых элементарных живых существ во внеземном космическом пространстве.
Те аргументы, которые предлагаются в пользу существования инопланетян, носят крайне сомнительный характер
Те аргументы, которые предлагаются в пользу существования инопланетян, носят крайне сомнительный характер.
Существование других разумных существо во Вселенной – это предмет веры, а не знания. Тема эта появилась в XVII веке и обсуждалась в основном среди астрономов и интеллектуалов, признающих бесконечность космоса. Потом к ним присоединились некоторые эзотерики.
В массовом же сознании вера в инопланетян взрывообразно утверждается, начиная с 40-х годов ХХ века в США, откуда распространяется по всему миру. Там же и тогда же возникает уфология – псевдонаука, «изучающая» НЛО и инопланетян.
Главное рациональное обоснование веры в формы разумной жизни на других планетах – учение о бесконечности космоса, что, дескать, делает вероятным наличие в ней иных негуманоидных культур. Опять-таки эту идею нельзя экспериментально ни подтвердить, ни опровергнуть.
Таким образом, вся уфология зиждется на сомнительном допущении, парадокс которого в том, что оно противоречит всему человеческому опыту. Ведь все материальное фактически ограничено во времени и пространстве. Ограниченность – существенное свойство материального сущего. Как же мы тогда можем допускать бесконечность всей совокупности ограниченных материальных объектов, явлений и процессов?
Хорошо, даже если космос не бесконечен, – говорят уфологи, – он все равно настолько огромен, что в нем возможно существование других разумных существ и населенных ими миров.
Опять-таки это всего лишь смелое допущение, которое невозможно никак проверить. И человеку остается или принимать его на веру, или нет. В этом выборе все зависит от того мировоззрения, которого человек придерживается.
При всей своей научной необоснованности уфология сегодня является важнейшим феноменом глобального массового сознания и массовой культуры. При этом сила ее влияния на людей неуклонно растет.
Это происходит с помощью целенаправленной пропаганды в СМИ, в литературе, кино и других видах искусства. Рассказы о НЛО, контактах с пришельцами стали, по сути, мифологией нашего космического времени. Многие, если не большинство людей, сегодня склонны больше верить в существование инопланетян, чем в ангелов.
Почему так происходит? Думаю, потому что инопланетная тема чрезвычайно удобна для отвлечения внимания людей от их реальных земных проблем. Современные западные политики с помощью СМИ и современного искусства научились мастерски ее использовать для манипулирования сознанием людей: или устрашая их возможной инопланетной угрозой, или обнадеживая возможными благами общения с иными цивилизациями.
Как ни странно, но под влияние уфологической пропаганды подпадают также верующие и даже священнослужители. Так, один мой знакомый преподаватель духовной семинарии, начитавшись в газетах об НЛО, на своих лекциях по догматике стал рассказывать семинаристам о существовании инопланетян. К счастью, они с сомнением и юмором восприняли его позицию, в шутку написав на классной доске слова из Священного Писания: «Господь хранит пришельцев» (Пс. 145: 9).
В отличие от мирских людей, которым нечего противопоставить давлению пропаганды, у нас, верующих, есть источник истинного понимания реальности – Священное Писание, из которого нам и нужно исходить при решении любых вопросов, в том числе и озвученного.
При этом следует понимать, что в Библии нет ответов на все вопросы без исключения. Писание – не учебник всех наук. Это книги, сконцентрированные на изложении священной истории спасения человека Богом. Здесь все подчинено этой центральной теме, в том числе и учение о творении, его происхождении, строении, движении во времени и пространстве.
В книгах Священного Писания отсутствует вопрос о наличии инопланетного разума, и, соответственно, нет и прямого ответа на него.
Из этого факта следует, что эта тема совершенно не важна для христианской веры, для нашего спасения. Ведь все, что нам нужно для встречи со Христом и обращения к нему, для веры и просвещения благодатью, для преображения и обожения в Церкви, – все это нам открыто Господом в Слове Божием в максимально ясной и полной степени для нашего восприятия и разумения.
Все же, о чем в Писании не говорится, по умолчанию является не важным для христианского сознания и жизни. Если бы Бог считал ту или иную тему важной для нас, Он бы об этом обязательно сказал. Если же Он о чем-то умолчал, значит, нам это не надо.
Однако, исходя из того, что Бог нам сообщил, мы можем порассуждать и на тему об инопланетянах, раз уж этот вопрос многих беспокоит, многих отвлекает от того, что действительно важно, для многих является духовным соблазном. Особенно там, где уфология стала некой новой религиозной верой.
Ее адепты вполне серьезно утверждают, что сама жизнь на земле имеет инопланетное происхождение, что боги, духи и герои разных религий – это инопланетяне, в том числе и Христос.
Иеромонах Серафим (Роуз; 1934–1982), который сам жил в США и не понаслышке был знаком с родившейся там уфологией, называл ее новой религией, еще одним знамением «постхристианской веры» наряду с различными восточными культами.
По мнению отца Серафима (Роуза), за уфологическими феноменами скрываются действия бесовского мира
По мнению отца Серафима, за уфологическими феноменами скрываются действия бесовского мира. Явления НЛО, серых и зеленых гуманоидов суть новые формы, которые принимают бесы для соблазнения современных людей[1].
Отец Серафим выражает самую строгую отрицательную и обличительную духовную оценку интереса к внеземным разумным существам, полагая, что это не только отвлекает, но и уводит поддавшихся ему людей от Бога. В творении нет и не было никаких телесных разумных существ, кроме человека. Все явления таких существ – не что иное, как бесовские искушения.
Позиция отца Серафима понятна. Ведь перед его глазами было слишком много жертв этого нездорового интереса. Да и он сам в ходе своих духовных поисков мог стать одной из таких жертв.
Однако среди верующих также встречается другой, более спокойный подход к уфологической проблематике. Его выразители не воспринимают утверждения уфологии всерьез, считая ее лженаукой. При этом они в принципе не отрицают возможности открытия в будущем иных разумных форм жизни во Вселенной. Полагают, что, если это произойдет, тогда Церкви придется сформулировать свое официальное отношение к этому. Пока же этого не случилось, и обсуждать нечего.
Отметим, что единой официальной соборной позиции какой-либо из поместных Православных Церквей, как и всей Православной Церкви по отношению к уфологической проблематике, на сегодняшний день не сформулировано.
Нам остается изучать существующие по этому поводу мнения богословов, размышлять над их аргументами, исходя из текста Священного Писания в его церковном святоотеческом толковании.
Чем же нам может помочь Священное Писание в вопросе возможного существования разумной жизни на других планетах? Попробуем порассуждать.
Библия, во-первых, теоцентрична, во-вторых, геоцентрична, в-третьих, антропоцентрична, в-четвертых, сотериологична. Это Слово Божие, обращенное к человеку на Земле, записанное людьми и для людей ради их спасения.
В ней говорится о Боге, Который создал невидимый духовный и видимый материальный миры. В центре видимого мира находится планета Земля. На Земле создан и поселен венец всего творения, как видимого, так и невидимого, – человек.
Подчеркнем, человек – самое последнее и потому самое совершенное существо во всем творении, во всем космосе. Бог творит существа видимого мира по мере возрастания совершенства их природ. Более совершенного существа, чем человек, нет и быть не может. Ведь сразу же после сотворения человека Творец почил «от всех дел Своих» (Быт. 2: 2), то есть перестал создавать новые существа.
Верящие в инопланетян считают их высшими по отношению к людям существами, более разумными и более развитыми. Это прямо противоречит библейскому учению о человеке как венце творения.
Творческая воля Бога простирается от неодушевленного к одушевленному, от земли к растениям, от рыб к земноводным, от земноводных к птицам и зверям (Быт. 1: 1–25).
В конце концов, Бог творит человека по Своему образу и подобию как разумно-свободное, способное к любви духовно-телесное существо (Быт. 1: 26–27).
Ни о каких других телесных разумных существах во Вселенной в Божественном Откровении не говорится. Если даже допустить, что Писание просто умалчивает о существовании других инопланетных существ, то они все равно должны быть менее совершенны, чем человек, менее разумны, менее свободны, менее способны к любви.
Однако разум, свобода и любовь не терпят нормирования, не могут быть больше или меньше. Они или есть, или нет. Между разумными, свободными и любящими существами и теми, кто этими способностями не обладает, несоизмеримая пропасть.
С одной стороны, Бог, как несотворенный бесконечный Разум, Свобода и Любовь; ангел, как сотворенный бестелесный разум, свобода и способность к любви; человек, как сотворенный воплощенный разум, свобода и способность к любви. С другой, все неразумные и несвободные одушевленные и неодушевленные творения. С одной стороны, духовные и духовно-телесные существа. С другой, одушевленно-телесные и неодушевленно-материальные.
В библейской системе координат существование других разумных телесных существ, кроме человека, совершенно излишне и нелогично.
Бог заботится обо всем Своем творении, больше же всего о человеке, которого изначально удостаивает дара богообразности и богоподобия, блаженства райского богообщения (Быт. 2: 8).
Бог продолжает заботиться о людях даже после того, как они предали Его, совершив грехопадение, ввергнув себя и мир в тление и смерть.
Подчеркнем, состояние всего мира, всего космоса напрямую зависит от духовного состояния человека. Через грех человека в весь мир входят тление и смерть. Через обращение и возвращение именно человека к Богу весь мир должен быть исцелен от тления и смерти.
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 19–21).
Это значит, что от духовного состояния человека должно зависеть и реальное состояние любых инопланетных существ, если они существуют. Если они есть, то должны онтологически быть зависимы от него по своей природе.
Бог готовит спасение людей, а также всего видимого творения, и совершает это спасение через вочеловечение Сына Божия, то есть посредством принятия всей душевно-телесной человеческой сущности в свою божественную ипостась.
Во Христе как Богочеловеке осуществляется искупление, освящение, преображение и обожение человеческой сущности. В Церкви как Теле Христовом осуществляется прощение, очищение, освящение, преображение и обожение человеческих личностей, уверовавших во Христа и возлюбивших Его.
В христианском учении о спасении просто нет места ни для каких инопланетян
Как видим, в христианском учении о спасении просто нет места ни для каких инопланетян. Все оно сконцентрировано на отношениях между Богом и людьми, от которых напрямую зависит исцеление и обновление всего космоса.
В общем, люди добрые, не верьте в инопланетян. Эта вера ложная и не спасительная. Верьте в Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его Отца и Духа Святого, в Троицу единосущную и нераздельную. Верьте в Православную Церковь Христову. И живите в согласии с этой верой.
И тогда никакие страшилки об инопланетянах вам будут не страшны.
8 октября 2025 г.