ЛЮДИ ХРИСТОВЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (отзыв на фильм)

Иерей Тарасий Борозенец

Посмотрел фильм всемирно известного режиссёра и православного христианина Эмира Кустурицы «Люди Христовы. Наше время».

Фильм-зеркало. Фильм-набат. Фильм-суд. Фильм-приговор. Но и фильм-надежда.

Кто хоть раз был на колокольне храма во время колокольного звона, под самыми колоколами, тот никогда не забудет того ощущения пронзительности и преисполненности чем-то неземным, когда звук проникает тебя насквозь, всего и вся, на атомарном уровне, когда, кажется, каждая клетка твоего тела сдвигается со своего места, вступая в резонанс с льющимся с небес потоком звуковых волн.

Таково воздействие этого киносвидетельства на душу, свидетельства о мучениках и исповедниках нашего времени, свидетельства о свидетелях. Ведь греческое слово «мартис», которое мы переводим как «мученик», буквально означает «свидетель».

Мы называем тех, кто пострадал за Христа в первые десятилетия советской власти, «новомучениками». Для тех, кто страдает за Него в наше время, придётся подыскивать новое название. Их подвиги и жертвы – такие же, как подвиги и жертвы всех бывших до них свидетелей Христовых.

Их подвиги и жертвы – такие же, как подвиги и жертвы всех бывших до них свидетелей Христовых

Они так же следуют извечному мученическому принципу: «Даждь кровь и прими Дух». Их кровь, так же как кровь древних и относительно недавних мучеников, является семенем христианства, семенем Церкви.

Показанное воздействует на зрителя как откровение, свидетельство высшей правды. До покаянных очистительных слёз. Так что боль и страдания тех, кто на экране, переживаются и ощущаются как свои собственные. Когда ты и герои фильма – одно. Когда мы вместе – единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

Многих героев фильма я знаю лично. Поэтому для меня его просмотр стал поводом для горького воспоминания о прошлом и для ещё более горького понимания настоящего, моего личного прошлого и настоящего, моей семьи, моих близких и ближних.

Думаю, не меньше его влияние и на тех, кто незнаком с действующими лицами фильма, кого изображённые в нём события непосредственно не затронули. Показанные события перепахали и продолжают перепахивать судьбы всех русских людей, и осознающих, и не осознающих свою русскость, и отрекшихся от русского имени, – перепахивать с разной степенью глубины, а кого-то и закапывать. Мир и жизнь для всех нас уже никогда не будут прежними.

Говоря о русскости, нельзя не вспомнить великую мысль Фёдора Михайловича Достоевского: «Русский значит православный». Насколько же он был прав, когда напрямую увязывал веру и самоидентификацию народа. Отними веру, и народ отречётся от своего имени. Отними веру – и народ поклонится чужим кумирам, провозгласив их своими.

Именно это отречение от своего имени, своих корней, своей веры сегодня происходит как на Украине, так и в душах многих из тех, кто живёт с нами рядом в состоянии одержимости либеральным западным духом.

Но ничто не ново под солнцем. Подобное уже неоднократно было в прошлом и ещё будет в будущем. Вплоть до самых последних времён, когда Спаситель во всей Своей Божественной силе и славе придёт второй раз – судить живых и мертвых.

Фильм даёт ответ на вопрос: почему, и, главное, зачем так происходит? Потому что со времён отпадения Денницы и последовавших за ним ангелов от Бога идёт духовная брань за сердца и души людей, о которой лучше всего написал тот же Достоевский: «Здесь диавол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей». Эта война длится без перерыва, постоянно, и будет идти по нарастающей вплоть до Страшного Суда, до окончательной победы Господа над злом, тлением и смертью. Преследования православных на Украине – лишь один из эпизодов, одно из сражений в этой войне.

Зачем? Затем, чтобы никто не остался в стороне, с краю, равнодушным и теплохладным. Чтобы каждый сделал свой выбор между Христом и антихристом, сам причислил себя к людям Христовым или нелюдям диаволовым.

Извечная духовная брань будет идти до тех пор, пока каждый не определится, свободно и ответственно не встанет на ту или другую сторону

Извечная духовная брань будет идти до тех пор, пока каждый пришедший на землю человек не определится, свободно и ответственно не встанет на ту или другую сторону – одесную или ошую. Так хочет Господь – и так будет.

Христос хочет, чтобы каждый из нас сам, добровольно избрал путь спасения, путь исполнения Его святой воли – или же сам зловольно осудил себя на вечную погибель.

Это сегодня и происходит. Как происходило и будет происходить всегда, пока не наступят «новое небо и новая земля» (Откр. 21, 1) и «Бог будет всё во всём» (1 Кор. 15, 28).

Сегодня люди Христовы рассеяны, как добрая пшеница среди злых плевел, ищущих их погибели. Тогда же все они будут собраны силою Божией и встанут одесную Небесного Судии.

Где я окажусь тогда, зависит от того, с кем я сегодня.

Фильм помогает понять, в какое время мы живём. Это время усиления духовной брани за умы, души и сердца людей

Фильм помогает понять, в какое время мы живём. Это время усиления духовной брани за умы, души и сердца людей. Осознание этого не должно нас пугать и ужасать. Напротив, это должно нас мобилизовать и давать надежду. Ведь ничто не происходит без воли Бога, Который никогда не посылает нам испытаний выше наших сил.

На самом деле, ситуация на Украине намного тяжелее и ужаснее показанного в фильме. Знаю это не понаслышке. Но и это не повод для печали и уныния. Ведь сила Христова в немощи совершается. И на крови мучеников Церковь укрепляется и растёт.

Так было, и так будет. Потому что с нами Бог, Который не в силе, а в правде.

 

Иерей Тарасий Борозенец

20 декабря 2024 г.